Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В какой-то мере он предвидел такой исход. В
«Записных книжках» читаем: «Все преподают мою систему. А между прочим у меня
два ученика — Сулержицкнй и Вахтангов.
Остальные переделывали по-своему и свой бред выдавали за мою систему. Чтоб
привести в порядок, пишу книгу. На будущее время только того прошу считать моим
учеником, кто представит письмо от меня». Письма «прямо от Станиславского» представляли многие. В начале 50-х годоа прошла дискуссия о «методе физических действий». Она обнаружила страшное оскудение театральных идей, гибельное для наследия Станиславского. Система не развивалась, а только толковалась, она была законсервирована, освобождена от движущих ее противоречий, связи системы с живой театральной культурой мира были обрезаны. Обновление искусства в послесталинские
времена. пожалуй, в первую очередь коснулось наследия Станиславского. Идеи
основателя МХТ были по-разному освоены новыми поколениями режиссеров, актеров и
педагогов. Они попытались соединить открытия Станиславского, вопросы,
поставленные Станиславским, с потребностями своего исторического дня, с
художественными потребностями времени. Они попытались вернуть системе ту среду
обитания, вне которой она становится совершенно бессмысленной. Родились новые
театры, на сцену пришла живая и острая драматургия, воспрял человеческий дух.
Многим важнейшим понятиям системы было возвращено их первородное содержание, в
том числе сверхзадаче, которую перестали компрометировать клишированным
идеологическим штампом. Перед театром, а следовательно и перед системой,
открылась живая жизнь, как всегда исполненная боли, мужества и преодоления.
Система Станиславского, можно сказать. была «реабилитирована» с трудом: стали
восстанавливаться оборванные связи этой культуры с иными культурными
образованиями театра нашего века, а вместе с ними возродились все
недоговоренные разговоры, все недоспоренные споры. История создания системы освещалась неоднократно.
подробнее всего в статье Г. В. Кристи, предпосланной второму тому прежнего
Собрания сочинений Станиславского. Выдержки из нее
публикуются в комментариях к данной книге. Есть необходимость сказать несколько
слов о другом — о судьбе системы в нашем
театре, а также о некоторых проблемах издания и толковании книги «Работа актера
над собой» за рубежом. |