Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В практическом освоении системы (а именно
такое освоение ее создатель считал единственно верным, опасаясь многопудового
теоретизирования) встретились немалые трудности. Система сотворялась на
протяжении тридцати с лишним лет, претерпевая серьезнейшие изменения. У
различных учеников Станиславского, заставших разные этапы становления системы,
остался в памяти свой образ: один—у
Р. В. Болеславского, другой—у
Е. Б. Вахтангова, третий—у
М. Н. Кедрова или М. О. Кнебель. Дух исканий Станиславского
на несколько порядков опережал его «стабилизирующие» способности. В каком-то
смысле можно сказать, что он не был последовательным, беспрерывно ревизуя только что
найденное и утвержденное. Но последовательность обязательна только для
учеников, а не для учителей. В силу этого известного обстоятельства ученики в
разных концах света (задолго до появления книги «Работа актера над собой»)
последовательно толковали то, что для создателя системы было уже пройденным
этапом. Неоднократно ученики пытались изложить идеи Станиславского,
«стабилизировать» их, и каждый раз учитель решительно протестовал против этих
попыток. Иные из них были очень содержательны (например, две статьи М. Чехова,
опубликованные в 1919 году в журнале «Горн»). Но даже эти
добросовестные работы Станиславский воспринимал болезненно. Он не считал
систему завершенной, панически боялся искажения или примитивизации его основных
идей. Он спорил с популяризаторами при жизни, еще больших неприятностей ждал от
будущих истолкователей. Станиславский видел, как в театрах устанавливается мода
на всевозможные «системы»: «Каждый выдвинувшийся актер считает необходимым для
своего положения, для карьеры и популярности создать свою систему и для нее — особую студию». Он опасался интеллектуальной
моды, которая могла подверстать будущую книгу но системе к широко
распространенным в начале века брошюркам типа «Как стать богатым» (к слову
говоря, на немецком языке книга «Работа актера над собой» вышла под названием
«Секрет успеха актера», что вызвало удивление у Брехта н его ближайшего
окружения). Время для завершения работ по системе оказалось крайне сложным. Именно тогда, в «год великого перелома», когда Станиславский, находившийся на лечении за границей, начал сводить воедино свои материалы н записи, был нанесен разрушительный удар по Художественному театру. Были поставлены под сомнение его эстетика. репертуарная политика, организационное построение «одного из культурнейших учреждений России». Систему, идеи которой и предварительном порядке были изложены в «Моей жизни в искусстве», успели объявить «субъективно идеалистической» и «мистической», что на языке тех лет было едва ли не синонимом контрреволюционности. Под сомнение ставилась не технология, но «жизнь человеческого духа», автономность «сверхсознания» и само его наличие. В подготовительных материалам для обращения в правительство Станиславский с достаточной ясностью предскажет губительный исход борьбы «на театральном фронте» во всех областях сценического искусства, в том числе и по отношению к искусству артиста: «Система» не нужна, исторический опыт Художественного театра не нужен, если мы вернемся к той стихии пьес-однодневок, которыми тридцать лет тому назад засорялись сцены русских театров». |