Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Я испугался,
почувствовал головокружение и начало дурноты. Был ли я потом в обмороке или нет
— не знаю. Помню суматоху. Помню Рахманова и Торцова. Один из них больно жал
мне руку, а другой перевязывал ее веревкой. Сначала меня повели, потом понесли.
Говорков сильно пыхтел над моим ухом от тяжести ноши. Меня тронуло его
отношение ко мне. Доктора и боль, которую он мне причинил, я помню, как в
тумане. Потом все усиливающаяся слабость... головокружение... По-видимому,
наступило обморочное состояние. Моя
театральная жизнь временно прервалась. Естественно, прекратились и записи в
дневнике. В нем нет места для моей частной жизни, тем более для такой скучной и
однообразной, как лежание в кровати. …………………19……г. Сейчас был у
меня Шустов и очень образно рассказывал о том, что делается в школе. Оказывается, что несчастный случай со мной повлиял на программу
занятий и заставил забежать вперед — в область работы над телом. Торцов сказал: «Приходится нарушить строгую систематичность, теоретическую
последовательность программы и раньше положенного времени сказать вам об одном
из важных моментов артистической работы — о процессе освобождения
мышц. Настоящее место этого вопроса там, где будет говориться о
внешней технике, то есть о работе над телом. Но факты настойчиво говорят, что
правильнее обратиться к этому вопросу теперь же, в начале программы, когда речь
идет о внутренней технике, или, вернее, о психотехнике. Вы не можете
себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная
судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с
прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери
способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно
паралитик; когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки и
поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают
в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют
артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и
искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза
выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не
соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в
диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить
правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не
отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на
общем самочувствии артиста. |