Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Хотите убедиться, как
физическое напряжение парализует всю нашу деятельность, активность, как
напряжение мышц связывает психическую жизнь человека? Давайте проделаем опыт:
вон там, на сцене, стоит рояль, попробуйте поднять его». Ученики
с сильным физическим напряжением поочередно приподнимали угол тяжелого рояля. «Помножьте
скорее, пока держите рояль, 37 на 9! — приказывал Торцов ученику,— Не можете? Ну
так вспомните все магазины по нашей улице, начиная с угла переулка. И этого не
можете? Ну пропойте каватину из «Фауста». Не выходит? Попробуйте ощутить вкус
солянки с почками или вспомните ощущение при прикосновении к шелковому плюшу
или запах гари». Для
того чтобы исполнить задания Торцова, ученик опустил угол рояля, который с
великим напряжением держал на весу, и, передохнув на мгновение, вспомнил все
вопросы, осознал их и стал поочередно на них отвечать, вызывая в себе те
ощущения, какие от него требовались. «Таким
образом, — подвел итог Торцов, — чтобы ответить на мои вопросы, вам
понадобилось опустить тяжелый рояль, ослабить мышцы и только после этого
отдаться воспоминаниям. Не
показывает ли это, что мускульное напряжение мешает внутренней работе и тем
более переживанию. Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о
правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому,
прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не
сковывали свободы действия. Если же этого не сделать, то мы дойдем на сцене до
того, о чем рассказывается в книге «Моя жизнь в искусстве». Там говорится, как
артист от напряжения сжимал кулаки и вонзал ногти в ладони или стискивал пальцы
ног и давил их всей тяжестью тела»10. А
вот и новый, еще более убедительный пример — катастрофа
с Названовым! Он пострадал за нарушение законов природы и за насилие над ней.
Пусть же бедняга скорее поправится, а несчастие, происшедшее с ним, послужит
ему самому и всем вам назидательным примером того, чего отнюдь не следует
делать на сцене и что необходимо раз навсегда изжить в себе». — И это возможно — раз навсегда избавиться от зажимов и
физических потуг? Что же говорил об этом Аркадий Николаевич? — Аркадий Николаевич напомнил
то, что написано в книге «Моя жизнь в искусстве» об артисте, страдавшем
сильными мышечными напряжениями. Он выработал в себе привычку к беспрерывной
механической самопроверке. Как только он переступал порог сцены, его мышцы сами
собой ослаблялись, освобождались от излишнего сокращения. То же происходило и в
трудные минуты творчества на сцене. |