Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Это
удивительно! — завидовал я счастливцу.
«Но не только сильная мышечная спазма нарушает правильную работу артиста. Даже
самый ничтожный зажим в каком-нибудь одном месте, который не сразу отыщешь в
себе, может парализовать творчество,— продолжал
Паша вспоминать слова Торцова. — Вот, например,
случай из практики, который подтверждает эти слова. Одна артистка, с прекрасным
дарованием и темпераментом, не всегда обнаруживала их. Ей это удавалось лишь в
редкие, случайные моменты. Очень часто чувство заменялось ею простым физическим
напряжением (или, как говорят у нас, «пыжанием»). С нею очень много работали по
ослаблению мышц, и в этом смысле удалось достигнуть многого, однако и это
помогло ей лишь отчасти. Совершенно случайно заметили, что в драматических
местах роли правая бровь артистки чуть-чуть напрягается. Ей предложили
выработать в себе механическую привычку при переходе к трудному месту снимать
всякое напряжение с лица, доводя последнее до полного освобождения. Когда ей
это удавалось, то и все напряжение тела само собой ослаблялось. Она точно
перерождалась, тело ее становилось легким, выразительным, а лицо подвижным,
ярко выражающим переживания душевной жизни роли: внутреннее чувство получало
свободный выход наружу, из тайников подсознания, точно его выпустили из мешка
на свободу. Сознавая эту свободу, артистка радостно изливала то, что
накоплялось у нее в душе, и это вдохновляло ее». …………………19……г. Умновых,
который навестил меня сегодня, уверяет, будто Торцов сказал, что тело нельзя
освободить в полной мере от всех излишних напряжений. Такая задача будто бы не
только невыполнима, но даже излишня. Шустов же уверяет, тоже со слов Торцова,
что ослаблять мышцы необходимо, и притом постоянно, как на сцене, так и в
жизни. Без этого зажим и судороги могут дойти до крайних пределов и задушить
зародыши живого чувства в момент творчества. Однако,
как сочетать противоречие: вполне ослабить мышцы нельзя, а ослаблять их
необходимо? На
это Шустов, который заходил после Умновых, сказал мне приблизительно следующее: — У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во
все моменты жизни. У
актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном
выступлении. Уменьшишь напряжение в спине —
оно появится в плече, удалишь его оттуда —
глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или
здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим
недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним
необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или
контролера. |