Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Роль
контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить
за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов,
судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс
самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической
бессознательной приученности. Мало того —
его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не
только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего
нервного и физического подъема. — Как?! — не понимал я. — При волнении — не
напрягаться?! — Не только не напрягаться, а, напротив, как можно
сильнее ослаблять мышцы, — подтвердил
Шустов. Аркадий
Николаевич говорил, — продолжал Паша, — что артисты, в минуты сильных подъемов, под
влиянием излишнего старания, еще сильнее напрягаются. Как это отзывается на
творчестве — мы знаем. Поэтому, чтобы не
свихнуться при сильных подъемах, нужно особенно заботиться о самом полном,
самом предельном освобождении мышц от напряжения. Привычка к непрерывной
самопроверке и к борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием
артиста на сцене. Этого надо добиваться с помощью долгих упражнений и
систематической тренировки. Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших
подъемов привычка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к
напряжению, — говорил Паша. — И это возможно?! — Аркадий
Николаевич утверждает, что возможно. «Пусть напряжение создается, — говорит он, —
если его нельзя избежать. Но следом за ним пусть является проверка контролера. Конечно, при выработке
механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять
его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц
или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным
явлением. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не
только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне
сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет,
работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования. Мышечного
контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй
натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент
творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные
для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что
такие, ограниченные временем., упражнения не выработают привычки, не доведут ее
до пределов бессознательной, механической приученности». |