Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! …………………19……г. Торцов
вернулся из поездки, и сегодня был его урок. Я рассказал ему об эволюции,
происшедшей во мне после катастрофы. Аркадий Николаевич похвалил меня за
наблюдательность. — Случай с вами,—
сказал он,— прекрасно иллюстрирует
процесс кристаллизации воспоминаний и чувствований, который совершается в
эмоциональной памяти. Каждый человек на своем веку видел не одну, а много
катастроф. Воспоминания о них сохраняются в памяти, но не во всех подробностях,
а лишь в отдельных чертах, больше всего его поразивших. Из многих таких
оставшихся следов пережитого образуется одно —
большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных
чувствованиях. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое
существенное. Это — синтез всех
однородных чувствований. Он имеет отношение не к маленькому, отдельному
частному случаю, а ко всем одинаковым. Это —
воспоминание, взятое в большом масштабе. Оно чище, гуще, компактнее,
содержательнее и острее, чем даже сама действительность. Например:
сравнивая впечатление от моей последней поездки с прежними, я вижу, что
окончившиеся гастроли хоть и оставили во мне прекрасное впечатление, тем не
менее отравлены в разных своих моментах мелкими досадными неприятностями,
омрачившими общую радость, измельчившими ее. Таких
воспоминаний не осталось о более давних поездках. Эмоциональная память очистила
воспоминания в горниле времени. Это хорошо. Не будь этого, случайные
подробности задавили бы в памяти главное, и это главное затерялось бы в
мелочах. Время — прекрасный фильтр,
великолепный очиститель воспоминаний о пережитых чувствованиях. Мало того,
время — прекрасный художник. Оно не
только очищает, но умеет опоэтизировать воспоминания. Благодаря
этому свойству памяти даже мрачные, реальные и грубо натуралистические
переживания становятся от времени красивее, художественнее. Это дает им
манкость и неотразимость. Но
скажут, что большие поэты и художники пишут с натуры! Пусть
так, но они не фотографируют ее, а вдохновляются ею и пропускают модель через
себя самого, дополняя ее живым материалом собственной эмоциональной памяти. Если
бы было иначе и поэты писали своих злодеев фотографически, с натуры, со всеми
реальными подробностями, которые они увидели и почувствовали в живых моделях,
то такие создания оказались бы отталкивающими. |