Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Станиславский, рассказывая в «Моей жизни в
искусстве» об Айседоре Дункан, вспомнил ее слова о «моторе», не положив который
в душу, она не могла танцевать. Станиславский всю жизнь отыскивал сходный
душевный «мотор» для драматического артиста. За
год до смерти. в 1937 году, беседуя с С. М. Михоэлсом, он спросит у него с чего
начинается полет птицы. «Птица сначала расправляет крылья». — «Ничего подобного,— возразит Станиславский,—
птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает
воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». Он хотел сделать профессию артиста гордой,
хотел поставить актеру свободное дыхание, вооружить его «манками», вызывающими
творчество «волшебницы природы». Он понимал, что «манков» этих гораздо больше,
чем он открыл, и сознавал, что главные из них художникам еще неизвестны. Под
его карандашом возникал то строгим храм, то трубы мощного органа — эти пластические образы внутренне
соотносились с представлением Станиславского о «человеке играющем». За
неимением лучшего слова он назвал свою веру в искусстве «системой». На полях
последней рукописи он отчеркивал важные куски текста, страдал из-за их
несовершенства и помечал сбоку: «Досказать». Это короткое слово обращено к будущему. А.
Смелянский Работа актеранад
собой часть 1
Работа над собой
в творческом процессе
переживания
Посвящаю
свой труд моей
лучшей ученице, любимой
артистке и неизменно преданной
помошнице во всех театральных
моих исканиях Марии
Петровне Лилиной ПРЕДИСЛОВИЕ
1 Мной задуман большой, многотомный труд и
мастерстве актера (так называемая «система Станиславского»). Изданная уже книга «Моя жизнь в искусстве»
представляет собой первый том,
являющийся вступлением к этому труду. Настоящая книга, о «работе над
собой» в творческом процессе «переживания», является вторым томом. В ближайшее время я приступаю к составлению третьего тома, в котором будет говориться о «работе над собой» в творческом процессе «воплощения». Четвертый том я посвящу «работе над ролью». Одновременно с этой книгой я должен был бы
выпустить ей в помощь своего рода задачник с целым рядом рекомендуемых
упражнений («Тренинг и муштра»). Я этого не делаю сейчас, чтоб не отвлекаться
от основной линии моего большого труда, которую я считаю более существенной и
спешной. |