Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! После
этого Торцов сам, по своему усмотрению, сделал для нас ряд мизансцен, а мы
должны были вспомнить и определить, при каких душевных состоя-ниях, при каких
условиях, при каком настроении или предлагаемых обстоятельствах мы нашли бы
удобным сидеть так, как он нам указал. Другими словами: если прежде мы сами
мизансценировали, по своему настроению, по чувству задачи действия, то теперь
Аркадий Николаевич выполнял это за нас, а мы должны были лишь оправдать чужую мизансцену, то есть подыскать
соответствующие переживание и действие, выискать в них соответствующее
настроение. По
словам Торцова, как два первых случая —
создание собственной мизансцены, так и третий случай — оправдание чужой —
постоянно встречаются в практике актера. Поэтому необходимо уметь ими хорошо
владеть. Дальше
был сделан опыт «доказательства от противного». Аркадий Николаевич и Иван
Платонович уселись как будто для того, чтобы начать урок. Мы устроились
сообразно «с делом и настроением». Но Торцов до неузнаваемости изменил
выбранную нами мизансцену. Он посадил учеников умышленно неудобно, вразрез с
настроением и с тем, что мы должны были делать. Одни казались совсем далеко,
другие, хоть и близко от преподавателя, но повернутые к нему спиной. Несоответствие
мизансцены с душевным состоянием и делом спутывало чувство и вызывало внутренний
вывих. Этот
пример ощутительно показал, насколько обязательна связь между мизансценой и
душевным состоянием артиста,' и какое зло —
в нарушении этой связи. Далее Аркадий Николаевич велел расставить всю
мебель по стенам, рассадить вдоль них всех учеников и поместить посредине, на
голом полу, только одно кресло. Затем, вызывая каждого по очереди, он
предлагал исчерпать все положения с этим креслом, какие только может придумать
воображение. Все положения, конечно, должны были быть оправданы изнутри — вымыслом воображения, предлагаемыми
обстоятельствами и самим чувством. Мы поочередно проделали упражнения,
определяя, к какому переживанию толкает нас каждая из мизансцен, групп и
положений, или, наоборот, при каких внутренних состояниях какие позы
напрашиваются сами собой. Все эти упражнения заставляли нас еще больше
оценивать хорошую, удобную и богатую мизансцену, не ради нее самой, а ради тех
чувствований, которые она вызывает и фиксирует. |