Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но кроме силы и интенсивности
эмоциональных воспоминаний вы должны различать и их характер, качество.
Например: представьте себе, что вы были не действующим лицом рассказанных мною
происшествий с пощечиной, с тостом и с кузиной, а лишь простым свидетелем их. Одно дело — самому получить оскорбление или пережить
сильный конфуз, другое дело наблюдать за происходящим, возмущаться*" им,
безответственно критиковать поведение виновников конфликта. Конечно, у свидетеля не
исключается возможность сильных переживаний. Пусть в отдельных случаях они
будут даже больше, чем у самого действующего лица происшествия. Но сейчас не
это интересует меня. Теперь я отмечаю только, что самое качество пережитых
воспоминаний свидетеля и самого действующего лица — не одно и то же. Но
может случиться, что человек не является ни действующим лицом, ни даже
свидетелем происшествия, он лишь слышал или читал о нем. Это
не мешает ни силе воздействия, ни глубине эмоциональных воспоминаний. Они
зависят от убедительности пишущего, говорящего и от чуткости читающего и
слушающего. Никогда
не забуду рассказа очевидца о гибели баркаса с учебной командой подростков,
капитан которой внезапно умер во время самого шторма. Только один счастливец
спасся. Рассказ об этой морской трагедии, образно переданной мне во всех
подробностях, потряс и продолжает волновать меня и теперь. Конечно,
эмоциональные воспоминания действующего лица, свидетеля, слушателя и читателя
различны по качеству. Артистам
приходится иметь дело со всеми видами этого эмоционального материала, применять
его к роли и перерабатывать его сообразно требованиям этой роли. Вот,
например: допустим, что вы были не самим действующим лицом, а лишь свидетелем
возмутительной сцены с пощечиной, о которой я рассказывал вам на предыдущем
уроке. Допустим
также, что впечатление, полученное тогда от происшедшей на ваших глазах сцены,
было сильно и глубоко врезалось в вашей эмоциональной памяти. Вам легко было бы
повторить на сцене такое же переживание в подходящей для этого роли. Допустим
еще, что таковая нашлась, но только в ней вам приходится играть не свидетеля
сцены с пощечиной, а самого оскорбленного. Как переработать в себе
эмоциональное воспоминание свидетеля в переживания самого действующего лица? Последний
чувствует, а свидетель сочувствует. Поэтому вам надо сочувствие превратить в
чувство. |