Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вот
пример такого перерождения сочувствия свидетеля в подлинное чувство
действующего лица. Допустим,
что вы пришли к своему другу и застали его в ужасном состоянии: он что-то
бормочет, мечется, плачет, выражает признаки полного отчаяния. Но вам не
удается понять сущности дела, хотя вы сами искренне взволнованы состоянием
друга. Что вы переживаете в эти минуты? Сочувствие. Но ваш друг ведет вас в
соседнюю комнату, и там вы видите его жену, распростертую на полу в луже крови. При
виде этой картины муж теряет самообладание, он захлебывается и рыдает, он
выкрикивает какие-то слова, которые вы плохо понимаете, хотя и чувствуете их
трагическую сущность. Что
вы испытываете в этот момент? Вы
еще сильнее сочувствуете другу. Однако
вам удалось успокоить беднягу, и он стал говорить понятнее. Оказалось,
что муж зарезал жену из ревности... к вам... При
этом известии внутри вас все переместилось. Прежнее сочувствие свидетеля сразу
переродилось в чувство самого действующего лица трагедии, которым вы на самом
деле оказались. Подобный
процесс происходит и в нашем искусстве при работе над ролью. С того момента как
внутри артиста создается аналогичное перемещение и он почувствует себя активным
лицом в жизни пьесы,— в нем зародится
подлинное чувство человека. Нередко это превращение сочувствия человека-артиста
в чувство действующего лица пьесы совершается само собой. Первый
(то есть человек-артист) может настолько сильно вникнуть в положение второго
(то есть действующего лица) и отозваться на него, что почувствует себя на его
месте 20. В
этом положении он невольно будет смотреть на происшедшее глазами самого
оскорбленного. Ему захочется действовать, ввязаться в скандал, протестовать
против поступков оскорбителя, как будто дело касается его личной человеческой
чести и обиды. В
этом случае переживания свидетеля сами собой превращают сочувствие в чувство,
то есть становятся того же качества и почти той же силы, как и у действующего
лица пьесы. Но
как быть, если этот процесс не произойдет при творчестве? Тогда надо прибегать
к помощи психотехники с ее предлагаемым обстоятельством, магическим «если бы» и
к другим возбудителям, вызывающим отклики в эмоциональной памяти. Таким
образом, при искании внутреннего материала следует пользоваться не только тем,
что мы сами пережили в жизни, но и тем, что мы познали в других людях, чему мы
искренне посочувствовали. |