Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Как
вам известно, таковыми в первую очередь являются наши собственные впечатления,
чувствования, переживания. Их мы почерпаем как из действительности, так и из
воображаемой жизни, из воспоминаний, из книг, из искусства, из науки и знаний,
из путешествий, из музеев и, главным образом, из общения с людьми. Характер
материала, почерпаемого актером из жизни, изменяется в зависимости от того, как
театр понимает назначение искусства и свои художественные обязанности перед
зрителем. Были времена, когда наше искусство было доступно небольшому числу
праздных людей, искавших в нем развлечения, и оно старалось удовлетворить
требование своих зрителей. Были другие времена, когда материалом для творчества
актера служила окружающая его бурно плещущая жизнь и так далее. В
разные эпохи разного рода материалы входили в творчество театра. Для водевиля
достаточно было поверхностных наблюдений. Для условной трагедии Озесова
достаточно было, при известном темпераменте актера и внешней технике, некоторой
начитанности в героическом вкусе21. Для психологического оживления
посредственной русской драмы 60—90-х
годов XIX века (если не считать
произведений Островского) актеры могли ограничиться опытом, почерпаемым в своем
кругу и в близком им слое общества. Но когда Чехов написал «Чайку», проникнутую
влиянием новой эпохи, прежний материал оказался недостаточным, потребовалось
вникнуть глубже в жизнь всего общества и человечества, в котором нарождались
веяния более сложные и тонкие. Чем
дальше развивалась и усложнялась жизнь отдельных лиц и всего человечества, тем
глубже должен был вникать артист в сложные явления этой жизни. Для
этого пришлось расширять жизненный кругозор. Он увеличивается еще больше, до
беспредельности во времена мировых событий. Однако
мало расширить круг внимания, включив в него самые разнообразные области жизни,
мало наблюдать,— нужно еще понимать смысл
наблюдаемых явлений, надо переработать в себе воспринятые чувствования,
запечатлевшиеся в эмоциональной памяти, надо проникать в истинный смысл
совершающегося вокруг нас. Чтоб создать искусство и изображать на сцене «жизнь
человеческого духа», необходимо не только изучать эту жизнь, но и
непосредственно соприкасаться с ней во всех ее проявлениях, когда, где и как
только возможно. Без этого наше творчество будет сохнуть — вырождаться в штамп. Артист, наблюдающий окружающую его жизнь со
стороны, испытывающий на себе радости и тяготы окружающих явлений, но не вникающий
в сложные причины их и не видящий за ними грандиозных событий жизни,
проникнутых величайшим драматизмом,
величайшей героикой,— такой артист умирает для истинного
творчества. Чтоб жить для искусства, он должен во что бы то ни стало вникать в
смысл окружающей жизни, напрягать свой ум, пополнять его недостающими знаниями,
пересматривать свои воззрения. Если артист не хочет умертвить своего
творчества, пусть он не смотрит на жизнь по-обывательски. Обыватель не может
быть художником, достойным этого звания. А громадное большинство актеров именно — обыватели, делающие себе карьеру на
подмостках сцены. |