Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Скажи им, что Кот
подслушивает. Вот он — спрятался, я
ви...жу!» — шептал детский взволнованный
голосок, испуганный за участь Тильтиля и Митиль. Мне не удалось его
успокоить, и потому маленький зритель прокрался к самой сцене и из зала, через
рампу, стал шептать актрисам, изображавшим детей, о том, что им грозит
опасность. Это ли не отклик зрителя из
зала? Чтоб лучше оценить то, что
вы получаете от толпы смотрящих, попробуйте убрать ее и сыграть спектакль в
совершенно пустом зале. Хотите? Я на минуту представил себе
положение бедного актера, играющего перед пустым залом... и почувствовал, что
такой спектакль не доиграешь до конца. — А почему? — спросил Торцов после моего признания.— Потому что при таких условиях нет взаимности
общения актера со зрительным залом, а без этого не может быть публичного
творчества. Играть без публики — то же, что петь в комнате без резонанса,
набитой мягкой мебелью и коврами. Играть при полном и сочувствующем вам
зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так
сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор,
возвращает нам свои живые человеческие чувствования. В условном искусстве представления,
в ремесле, этот вид общения с коллективным объектом разрешается просто: нередко
в самой условности приема заключается стиль пьесы, ее исполнения и всего
спектакля. Так, например, в старых французских комедиях и водевилях актеры
постоянно разговаривают со зрителями. Действующие лица выходят на самую
авансцену и попросту обращаются к сидящим в зале с отдельными репликами или с
пространным монологом, экспозирующим пьесу. Это делается уверенно, смело, с
большим апломбом, который импонирует. И действительно: уж коли общаться со
зрительным залом, так уж общаться так, чтоб доминировать над толпой и
распоряжаться ею. При
новом виде коллективного общения — в
народных сценах — мы также встречаемся с
толпой, но только не в зрительном зале, а на самой сцене и пользуемся не
косвенным, а прямым, непосредственным общением с массовым объектом. В этих
случаях иногда приходится общаться с отдельными объектами из толпы, в другие же
моменты приходится охватывать всю народную массу. Это, так сказать, расширенное
взаимное общение. Большое количество лиц в народных сценах,
совершенно различных по природе, участвуя во взаимном обмене самыми
разнообразными чувствами и мыслями, сильно обостряют процесс, а коллективность
разжигает темперамент каждого человека в отдельности и всех вместе. Это волнует
актеров и производит большое впечатление на смотрящих. |