Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не годится или приелось одно приспособление,— она пробовала другое, третье, надеясь наконец
напасть на самое убедительное, которое проникнет в душу объекта. Надо уметь приспособляться к
обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Если имеешь дело с глупым, надо применяться к
его мышлению, искать наиболее простой словесной формы и приспособлений,
доступных уму и пониманию глупца. Если же, наоборот, объект общения — сметливый человек, приходится действовать
осторожнее, искать более тонких приспособлений, чтоб он не понял ухищрений и не
уклонился от общения, и так далее. Насколько
важна роль приспособления в творчестве, можно судить по тому, что многие
артисты при средней силе переживания, но при ярких приспособлениях дают больше
почувствовать свою внутреннюю «жизнь человеческого духа» на сцене, чем другие,
сильнее и глубже чувствующие, но обладающие бледными приспособлениями. Лучше
всего наблюдать приспособления у детей. У них они выражаются ярче, чем у
взрослых. Вот, например, мои две племянницы: младшая — сама экспансия, само вдохновение. Чтобы
выразить высшую радость — ей мало
поцеловать: это еще не передает до конца ее счастия,— для усиления выразительности ей надо укусить. Это ее
приспособление, которого она не замечает. Оно выскакивает из нее помимо воли.
Вот почему, когда виновник ее радости вскрикивает от боли, девчонка искренне
удивляется и спрашивает себя: когда же это я успела «куснуть»? Вот вам образец
подсознательного приспособления. Старшая, напротив, вполне сознательно,
обдуманно выбирает свои приспособления. Она раздает поклоны или благодарности
разным людям по степени уважения к ним и по важности оказанных ей услуг. Но
такие приспособления нельзя считать вполне сознательными и вот почему. В
процессе создания приспособлений я отмечаю два момента: 1) выбор приспособления и 2)
выполнение его. Согласен, что племянница выбирает свои приспособления
сознательно. Но выполняет она их, как и большинство людей, в большей мере
подсознательно. Такие приспособления я называю полусознательными. — А бывают целиком вполне сознательные
приспособления? — интересовался я. — Конечно, бывают, но... представьте себе, что в
реальной жизни я не улавливаю приспособлений, и выбор и выполнение которых были
бы в полной мере сознательны. Только
на сцене, где, казалось бы, подсознательному общению открывается полный простор,
я поминутно наталкиваюсь на вполне сознательные приспособления. |