Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Теперь
поищем, нет ли третьего полководца. Переберем все элементы. Может
быть, это чувство правды и вера в нее? Если да, то — поверьте, и пусть сразу заработает весь ваш творческий аппарат,
как это бывает при возбуждении чувства. — Во что же поверить?
— спрашивали ученики. — Почем я знаю?.. Это ваше дело. — Сначала нужно создать
«жизнь человеческого духа», а уж после верить ей,— заметил Паша. — Значит, чувство правды и
вера в нее не являются полководцами, которых мы ищем. Так, может быть, это
общение и приспособление? — спросил
Аркадий Николаевич. — Чтоб общаться, надо прежде
создать те чувства и мысли, которые можно отдавать другим. — Верно. Значит, они тоже не
являются полководцами! — Куски и задачи! — Дело не в них, а в живых
хотениях и стремлениях воли, которые создают задачи,— объяснял Аркадий Николаевич.—
Вот если эти хотения и стремления воли могут возбудить весь творческий аппарат
артиста и управлять его психической жизнью на сцене, то... — Конечно, могут! — Если так, то, значит, найден третий полководец. Это — воля. Таким
образом, оказывается, что у нас три полководца, а именно: — Аркадий Николаевич указал на висевший перед
нами плакат и прочел его первую надпись: УМ, ВОЛЯ И ЧУВСТВО. Они
являются «двигателями нашей психической жизни». Урок кончили; ученики стали
расходиться, но Говорков заспорил: — Извините, пожалуйста,
почему же нам до сих пор ничего не говорили о роли ума и воли в творчестве, а
вместо них прожужжали уши чувством! — По вашему мнению, я должен
был подробно говорить вам одно и то же о каждом из двигателей психической
жизни? Так, что ли? — не понимал Торцов. — Нет, почему же одно и то
же,— возражал Говорков. — А как же иначе? Члены
триумвирата — неразъединимы,
поэтому, говоря о первом из них, невольно касаешься второго и третьего; говоря
о втором, упоминаешь и о первом и о третьем, а говоря о третьем, думаешь о
первых двух. Разве вы стали бы слушать такие повторения одного и того же? В самом деле: допустите, что я вам говорю о
творческих задачах, об их делении, о выборе, о наименовании и прочем. Разве в
этой работе не участвует чувство? — Конечно, участвует!
— подтвердили оставшиеся ученики. — А разве воля чужда задачам? — вновь спрашивал Аркадий Николаевич. — Нет, не чужда, а, напротив, имеет к ним
непосредственное отношение,— решили мы. |