Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не
возбуждайте всех их сразу. Наметьте один из них, допустим — хотя бы ум. Он сговорчивее всех, послушнее,
чем другие двигатели; он охотно повинуется приказу. В этом случае от формальной
мысли текста артист получает соответствующее представление и начинает видеть
то, о чем говорят слова. В свою очередь представление вызывает соответствующее собственное
суждение. Они создают не сухую, формальную, а оживленную представлениями мысль,
которая естественно возбуждает воле-чувство. Примеров,
иллюстрирующих этот процесс, много в вашей короткой практике. Вспомните хотя
бы, как вы оживили надоевший вам этюд «с сумасшедшим». Ум придумал вымыслы:
«если бы» и предлагаемые обстоятельства; они создали новые, волнующие
представления, суждения и потом, все вместе, возбудили воле-чувство. В
результате вы прекрасно сыграли этюд. Этот случай является хорошим примером
инициаторской работы ума при возбуждении творческого процесса. Но
можно подходить к пьесе, этюду и роли другими путями, то есть от чувства,
несмотря на то, что оно весьма капризно и неустойчиво. Большое
счастье, если эмоция сразу отзовется на призыв. Тогда все наладится само собой,
естественным путем: явится и представление, создастся и суждение о нем, а все
вместе возбудят волю. Иначе говоря —
через чувство заработают сразу все двигатели психической жизни. Но
как быть, если этого само собой не случится, если чувство не откликнется на
призыв, а останется инертным? Тогда нужно обращаться к самому близкому члену
триумвирата — к воле. К
какому манку прибегать, чтоб разбудить дремлющую эмоцию? Со
временем вы узнаете, что таким манком и возбудителем является темпо-ритм. Остается
решить вопрос: как возбуждать к творчеству дремлющую волю. Как
возбуждать ее к творческому действию? — Через задачу,—
напомнил я.— Она непосредственно влияет
на творческое хотение, то есть на волю. — Смотря по тому, какая задача. Мало увлекательная — не влияет. Такую задачу приходится подводить
к душе артиста искусственным путем. Приходится заострять, оживлять ее, делать
интересной и волнующей. Наоборот, увлекательная задача обладает силой прямого,
непосредственного воздействия. Но... только не на волю. Увлечение прежде всего — область эмоции, а не хотения, поэтому оно
прямым путем влияет на чувство. В творчестве надо сначала увлечься и
почувствовать, а потом уж — захотеть. Вот
почему приходится признать, что воздействие задачи на волю не прямое, а
косвенное. |