Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Выбор и распознавание «сознательных путей» —
это путь обучения и воспитания артиста, основа принципиально новой школы
актеров драматической сцены. «Отвращение к дилетантизму» — одно из глубоких чувств, пожизненно владевших Станиславский- Это
чувство во многом и подвигало его к созданию актерской «таблицы умножения»,
профессиональной азбуки, без которой никогда не обходились ни живописцы, ни
певцы, ни музыканты (которым Станиславский особенно завидовал). Душу и тело
творящего артиста он попытался представить в основных слагающих «элементах»,
вроде «периодической таблицы» Менделеева. Целый ряд «клеток» остался
незаполненным, открыт для будущих практиков сцены. Сам Станиславский не один
раз будет переосмысливать и переоценивать удельный вес и значение того или
иного «элемента», определять «мотор» или «душу» системы, ее верховное движущее
начало. Создатель системы и она сама проделают длинный ряд больших и малых
эволюции. Система окажется движущимся явлением, обновляющимся, хотя ученики и
распространители не раз будут предлагать ее как застывший набор «правил» и раз
навсегда готовых ответов на все случаи театральной жизни. Система в течение
многих лет никак не могла оформиться литературно; Станиславский погибал под
тяжестью тысяч страниц, которые скопились в его архиве к началу 30-х годов,
когда он стал сводить воедино все свои наблюдения. Он успел прочитать верстку
первого тома, вторая часть — «Работа над
собой в творческом процессе воплощения» —
собрана была исследователями из материалов, подготовленных Станиславским.
Остальные книги, планируемые автором, остались ненаписанными. Из этого ясно,
что никакой развернутой, отточенной и продуманной во всех деталях «системы
Станиславского» в литературном варианте нет. Мы располагаем «Моей жизнью в
искусстве», своего рода введением в систему, имеем первую часть книги «Работа
актера над собой», все остальные, притом важнейшие разделы системы
реконструируются исследователями по материалам архива, монтируются ими в том
духе и плане, который был оставлен Станиславским и неоднократно излагался им. Следует также учесть, что Станиславский очень
напряженно и мучительно думал над способом изложения своих театральных идей.
После разного рода колебаний и сомнений он в конце концов остановился на форме
дневника ученика, то есть попытался ввести читателя в свою систему как бы через
сознание человека, приобщающегося к тайнам актерской профессии. Способ
изложения оказался не очень счастливым. Насколько свободна в своем построении
книга «Моя жизнь в искусстве», настолько скована «учебным» мундиром книга
«Работа актера над собой». В художественной исповеди Станиславского правит
бесстрашие режиссерской и актерской мысли, до самых последних глубин
открывается сложность актерского труда. Беспрерывные сомнения, повороты,
возвраты, тропинки и тупики художественных исканий составляют душу книги и
убеждают именно своей открытостью, бесконечно далекой от какого-либо
окончательного итога и обретенной истины. В «Работе актера над собой» бесценные
замечания и идеи, огромный артистический опыт по необходимости оказались
закованными в рамки учительского всезнайства Торцова, которому открыта уже
абсолютная истина и не осталось ни одного нерешенного вопроса. Насколько далек
облик реального Станиславского от образа его alter ego в книге, можно
судить хотя бы по тому обстоятельству, что именно в последние годы жизни
Константин Сергеевич разрабатывает так называемый «метод физических действий»,
заново освещающий всю постройку системы и перечеркивающий многое из того, чему
поклонялись его ученики. |