Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! До жути, до кошмара Станислаский боялся
превращения своей книги в катехизис, которым будут бить по головам новых
свободных поколений художников. «Ни учебника, ни
грамматики драматического искусства быть не может и не должно,— подчеркнет он эти слова в 1906 году в предисловии к «Настольной книге
драматического артиста».— В тот момент,
когда станет возможным втиснуть наше искусство в узкие, скучные и прямолинейные
рамки грамматики или учебника, придется признать, что наше искусство перестало
существовать». Тогда же в
фантазии Станиславского возникает видение некоего класса, в котором по-актерски
бритый профессор задает ученику Иванову Владимиру вопросы о «составных
элементах духовной природы артиста». Иванов Владимир, «краснея и пыхтя»,
«перечисляет зазубренные без смысла» «элементы» и «каждым словом вонзает в
сердце» создателя будущей системы кинжал. «Это ужасно, это обман, это убийство
таланта. «Караул!» — хочется закричать
мне, как это бывает при кошмаре.—
Разорвите, сожгите книги, распустите учеников, объясните им, что я сделал
преступление, что я уже достаточно наказан за это, но не давайте бездарным
педагогам пользоваться моей ошибкой, спасите на-ше искусство, отнимите у всех
педагогов мою книгу и велите всем несчастным молодым артистам забыть все, что
они зубрили из моих глупых книг, и учиться так, как раньше». Это написано в начале века. А в главе,
итожащей вторую часть книги «Работа актера над собой», Станиславский с той же
силой предостережет: «Система» —
путеводитель. Откройте и читайте. «Система» —
справочник, а не философия. С того момента, как начнется философия,
«системе» конец. «Система» просматривается дома, а на сцене
бросьте все. «Систему» нельзя играть. Никакой «системы» нет. Есть природа. Забота всей моей жизни — как можно ближе подойти к тому, что называют «системой», то есть
к природе творчества». Предостережения Станиславского расслышаны не
были. Его книги канонизировались, каждое слово подавалось как откровение. В
конце концов это привело к определенному отторжению новых поколений художников
от реального смысла и реального художественного опыта, добытого Станиславским
по крупинкам ценой всей его огромной жизни в искусстве. Сегодня приходится
вновь доказывать, что система не задачник с готовыми ответами в конце, а «целая
культура, на которой надо расти и
воспитываться долгие годы». |