Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Каковы же основные черты этой «культуры»?
Термины, которыми пользуется Станиславский в своем «путеводителе», обращенном к
артисту, нельзя отнести к строго научным. В сущности, он закрепил в качестве
терминов особого рода учебный жаргон, сложившиеся и устоявшиеся слова и
словосочетания, принятые в его театре и в студиях. Каждое из этих слов-понятий
имело свою историю, свой ореол, внятный для посвященных. Вокруг «ореола»
возникали споры, хотя на точности терминов Станиславский никогда не настаивал.
Когда Ф. Ф. Комиссаржевский в книге «Творчество актера и теория Станиславского»
будет придирчиво и скрупулезно критиковать понятие «аффективная память»,
почерпнутое Станиславским у Т. Рибо, то на полях этой книги творец системы взмолться:
«Называйте как хотите, но поймите суть без придирок». Станиславский пользовался, конечно, о
пределен нон научной литературой, связанной с психологией вообще и с
психологией творчества в особенности. Он внимательно изучил работы Т. Рнбо. консультировался с И.
П. Павловым, Г. Г. Шпетом. И. И. Лапшиным. В разное время в связи с
собственными целями он изучил трактат, посвященный хатха-йоге, и многое
почерпнул оттуда для подкрепления своих изначальных мыслей о творческой природе
человека, способного использовать тело как «инструмент», посредством которого
«проявляется н действует дух». Комментаторы потом будут указывать на
определенные противоречия в изложении системы, на отсутствие последовательности
и завершенности в доказательстве основных тезисов, но система как явление культуры живет в этих противоречиях. В противном
случае мы как раз имели бы еще одну теорию или философию искусства, ничего не
дающую артисту, к которому обращены книги Станиславского. Последнее не означает, что система
действительно была лишена какой бы то ни было философии. Напротив,
художественное мировоззрение Станиславского было чрезвычайно устойчивым и
последовательным, и без этого трудно понять общий замысел системы и разобраться
в том, что в ней беспрерывно менялось, а что оставалось неизменным на
протяжении десятилетий. Духовный стержень системы покоится на внутреннем
убеждении ее творца в богатстве творческой природы человека, в неисчерпаемости
запасов этой природы, путь к которым нужно открыть а
себе. Познавание себя, пути к самому себе, «самостроение» делают человека
свободным. Эту философию жизни, как и все, что заключено в системе,
Станиславский проверил на себе: он «построил» себя сам,— и вне личного опыта нет ключа к системе, нет способа чтения этой
книги, этого «путеводителя» по актерской душе. |