Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В 1933
году он написал артистке МХАТ Н. В.
Тихомировой: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом
обеднел-Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру.
Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в
постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира,
смысл жизни, познаешь душу—талант. Выше этого счастья нет». Привожу эти знаменитые строки, чтобы не
формулировать своими словами философию искусства Станиславского, питающую его
систему, Перед каждым, кто изучает систему в контексте
театральной культуры XX века, возникает вопрос о том, насколько она
связана с определенным типом театра, а именно Художественного театра или его
многочисленных студии, в разнос время созданных Станиславским. Не есть ли
система лишь справочник, пригодный для артистов, воспитанных в лоне искусства
психологического реализма? Такие вопросы и возражения звучали не раз в прошлом,
звучат они и сейчас. И в самом деле, не так просто выяснить, каким идеалом
театра и каким идеалом артиста питается система. Бертольт Брехт, например, считал, что система
утверждает культовый, мистический характер актерской игры, основана на
«внушении» и «мистике», на понимании актерского братства как «общины», а
взаимоотношений артиста и «зачарованного» зрителя как «священнодействия». Нет
необходимости сейчас обсуждать эти конкретные трактовки, потому что не
разработан общий вопрос: как соотносится система с «условным театром».
«эпическим театром», «биомеханикой» и многими иными направлениями театральной
мысли, возникшими рядом и вслед за тем, что открывал Станиславский. На эти важные вопросы в гилу разных причин наше
театроведение в течение многих лет не отвечало совсем или отвечало крайне
невразумительно, представляя всех оппонентов Станиславского противниками
реализма в искусстве. Станиславский в начале этой книги выделяет
три типа актерского искусства: «переживание», «представление» и «ремесло».
Однако «творческий процесс переживания» он не связывал с каким-то конкретным
театральным направлением, режиссерским решением, жанровым или стилевым каноном.
Все театральные системы, любой вид актерского творчества, полагал
Станиславский, основан на природе человека. «Моя система для всех наций, — отмечает он в записной книжке. У всех людей
природа одна, а приспособления—разные
Приспособления система не трогает». Система есть основа любого органического творчества на сцене, как
система дыхання есть основа жизнедеятельности человека. Так она задумывалась
Станиславским. |