Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Следует отделить систему от тех или иных
конкретных эстетических решений, к которым Станиславский приходил в тех или
иных спектаклях, Система ни к одному из них не сводится, тем более что на
протяжении десятилетий в разных спектаклях, поставленных Станиславским,
решались разные художественные задачи. Система питалась практикой
Художественного театра, его студией, но никак не сводилась к этой практике. Это обстоятельство приходится
особо подчеркнуть, потому что после смерти Станиславского и канонизации его
учения система не раз была призвана освящать и оправдывать сценическую люжь,
против которой основатель МХТ боролся всю жизнь. Именно тогда система стала
отождествлялся с определенной эстетикой, прежде всего с эстетикой бытового,
натуралистического театра. Система Станиславско теряла в таком случае
универсальный характер и превращалсь в сборник схоластических упражнений,
оторванных от высших целей искусства. Система коненчно предполагает особым образом
воспитанного актера и определенным образом воспитанный актерский коллектив. Она
предполагает и несет в себе
представление об идеальной актерской игре, которую Станиславский не раз
попытается даже зафиксировать на страницах своих книг. Но «приспособлений»
система не трогает! В спектаклях «Берлинер ансамбль» мы могли наблюдать
коренное различие в подходе Брехта и Станиславского к артисту,
к трактовке сценического действия и многих иных компонентов спектакля (это и
есть в широком смысле слова «приспособления»), но в высших моментах
сценического бытия актеры брехтовского театра предъявляли
в чистейшем ниде систему, то есть подлинную живую человеческую душу, творящую
по органическим законам внутреннего перевоплощения. Станиславский и Брехт по-разному
понимали проблему техники актерской игры, по-разному трактовали проблему
актерского сознания во время игры, но основу, грунт, фундамент актерской
профессии понимали сходно. Различий между нами, говорил Брехт. «начинаются на
довольно высокой ступени реалистического воплощения образа актером». В послевоенные времена режиссеры н педагоги
разных стран детальнейшим образом продолжат изучение элементов актерской
профессии и заполнят многие пустующие клетки «справочника» Станиславского.
«Жестокий», «грубый», «священный» театр придумает бессчетное число
приспособлений и «манков», призванных прорвать затвердевший слой житейского
опыта актеров и зрителей, обросших штампами восприятия и поведепия-Но не
отменится различие между «живым» и «не живым» театром (воспользуемся
сопоставлением П. Брука), но не отменится цель, указанная Станиславским:
сознательные пути к бессознательному. к органической природе человека-творца, к
тому «ядру», которое обладает неисчерпаемым запасом игральной энергии. |