Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В нашем деле
происходит нечто похожее. Очень часто, при стремлении к конечной сверхзадаче,
попутно наталкиваешься на побочную, маловажную актерскую задачу. Ей отдается
вся энергия творящего артиста. Нужно ли объяснять, что такая замена большой
цели малой — опасное явление, искажающее
всю работу артиста. …………………19……г. — Чтобы заставить вас еще больше оценить значение сверхзадачи и сквозного
действия, я обращаюсь к помощи графики,—
говорил Аркадий Николаевич, подходя к большой черной доске и беря кусок мела.— Нормально, чтобы все без исключения задачи и
их короткие линии жизни роли направлялись в одну определенную, общую для всех
сторону — то есть к сверхзадаче. Вот так. Аркадий Николаевич начертил на доске: — Длинный ряд малых, средних,
больших линий жизни роли направлены в одну сторону — к сверхзадаче. Короткие линии жизни роли с их задачами,
логически последовательно чередуясь друг за другом, цепляются одна за другую.
Благодаря этому из них соз'-дается
одна сплошная сквозная линия, тянущаяся через всю пьесу. Теперь представьте себе на минуту, что артист
не имеет сверхзадачи, что каждая из коротких линий жизни изображаемой им роли
направлена в разные стороны. Аркадий Николаевич опять поспешил
иллюстрировать свою мысль чертежом, изображающим разорванную линию сквозного
действия: — Вот ряд больших, средних, малых задач и небольших
кусков жизни роли, направленных в разные стороны. Могут ли они создавать
сплошную прямую линию? Мы
все признали, что — не могут. — При этих условиях сквозное действие уничтожено,
пьеса разорвана на куски, разнесена в разные стороны, и каждая из ее частей
принуждена существовать сама по себе, вне всего целого. В таком виде отдельные
части, как бы прекрасны они ни были, сами по себе не нужны пьесе. Беру
третий случай,— продолжал объяснять
Аркадий Николаевич.— Как я уже говорил, в
каждой хорошей пьесе ее сверхзадача и сквозное действие органически вытекают из
самой природы произведения. Этого нельзя нарушать безнаказанно, не убив самого
произведения. Представьте
себе, что в пьесу хотят ввести постороннюю, не относящуюся к ней цель или
тенденцию. В
этом случае органически связанные с пьесой сверхзадача и естественно
создающееся сквозное действие частично остаются, но им приходится поминутно
отвлекаться в сторону привнесенной тенденции: |