Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Такая пьеса с переломанным спинным хребтом не будет жить. Против этого, со всем своим театральным темпераментом,
запротестовал Говорков. — Извините
же, пожалуйста, вы отнимаете от режиссера и от актера всякую личную инициативу,
личное творчество, сокровенное свое я, возможность обновления старого искусства
и приближения его к современности! Аркадий Николаевич спокойно
объяснил ему: — Вы, как и многие ваши
единомышленники, смешиваете и часто неправильно понимаете три слова: вечность,
современность и простую злободневность. Современное может стать вечным, если оно
несет в себе большие вопросы, глубокие идеи. Против такой современности, если
она нужна произведению поэта, я не протестую. В полную противоположность ей,
узкозлободневное никогда не станет вечным. Оно живет только сегодня, а завтра
уже может быть забыто. Вот почему вечное произведение искусства никогда не
сроднится органически с простой злободневностью, какие бы ухищрения ни
придумывали режиссеры, актеры и, в частности, вы сами. Когда к старому, монолитному, классическому
произведению насильственно прививают злободневность или другую чуждую пьесе
цель, то она становится диким мясом на прекрасном теле и уродует его часто до
неузнаваемости. Искалеченная сверхзадача произведения не манит и не увлекает, а
только злит и вывихивает. Насилие —
плохое средство для творчества, и потому «обновленная» с помощью злободневных
тенденций сверхзадача становится смертью для пьесы и для ее ролей. Но случается, правда, что тенденция
сродняется со сверхзадачей. Мы знаем, что к апельсиновому дереву можно привить
ветку лимонного, и тогда вырастает новый фрукт, который называется в Америке
«грейпфрут». Такую прививку удается сделать и в пьесе.
Иногда к старому, классическому произведению естественно прививается
современная идея, омолаживающая всю пьесу. В этом случае тенденция перестает
существовать самостоятельно и перерождается в сверхзадачу. Графически это выразится в таком чертеже: линия сквозного действия,
тянущаяся к сверхзадаче и к тенденции. В этом случае творческий процесс протекает
нормально, и органическая природа произведения не калечится. Вывод из всего
сказанного: Больше
всего берегите сверхзадачу и сквозное действие; будьте осторожны с
насильственно привносимой тенденцией и с другими чуждыми пьесе стремлениями и
целями. |