Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Если
мне удалось сегодня заставить вас понять совершенно исключительную,
первенствующую роль в творчестве сверхзадачи и сквозного действия, я счастлив и
буду считать, что разрешил самую важную задачу —
объяснил вам один из главных моментов «системы». : После
довольно длинной паузы Аркадий Николаевич продолжал: — Всякое действие встречается с противодействием,
причем второе вызывает и усиливает первое. Поэтому в каждой пьесе рядом со
сквозным действием, в обратном направлении, проходит встречное, враждебное ему
контрсквозное действие. Это
хорошо, и нам следует приветствовать такое явление, потому что противодействие
естественно вызывает ряд новых действий. Нам нужно это постоянное столкновение:
оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их
разрешения. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего
искусства. Если
бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия и все устраивалось само
собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать
на подмостках, а сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной. В
самом деле, если бы Яго не вел своих коварных интриг, то Отелло не пришлось бы
ревновать Дездемону и убивать ее. Но так как мавр всем существом своим
стремится к возлюбленной, а Яго стоит между ними со своими контрсквозными
действиями — создается пятиактная, очень
действенная трагедия с катастрофическим концом. Нужно
ли добавлять, что линия контрсквозного действия складывается также из отдельных
моментов и из маленьких линий жизни артисто-роли. Попробую иллюстрировать
сказанное мною на примере Бранда. Допустим,
что мы установили сверхзадачей Бранда его лозунг: «все или ничего» (правильно
это или нет— не важно для данного
примера). Такой основной принцип фанатика страшен. Он не допускает никаких
компромиссов, уотуггек, отклонений при» выполнении", идейной цели жизни. Попробуйте теперь связать с этой сверхзадачей
всей пьесы отдельные куски отрывка «с пеленками», хотя бы те самые, которые мы
когда-то разобрали. Я стал мысленно прицеливаться от детских
пеленок к сверхзадаче «все или ничего». Конечно, с помощью воображения и
вымыслов можно поставить в зависимость одно от другого, но это будет сделано с
большой натяжкой и насилием, которые искалечат пьесу. Гораздо естественнее, что со стороны матери
проявляется противодействие вместо содействия, и потому в этом куске Агнес идет
по линии не сквозного, а контрсквозного действия, не к сверхзадаче, а против
нее. |