Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Что вы чувствуете, стоя на сцене? — желал он понять недоумения, смущающие меня в
«системе». — В том-то и дело, что я ничего особенного не
чувствую. Мне удобно на подмостках, я знаю, что нужно делать, я не зря стою
там, не пустой; верю всему, сознаю свое право быть на сцене. — Так чего же вам больше?! Разве плохо не лгать на
сцене, верить всему, чувствовать себя хозяином? Это очень много! — убеждал меня Торцов. Тут
я признался ему о вдохновении. — Вот что!.. — воскликнул он. — По этой части надо обращаться не ко мне. «Система» не фабрикует
вдохновения. Она лишь подготовляет ему благоприятную почву. Что же касается
вопроса — придет оно или нет, то об этом
спросите у Аполлона, или у вашей природы, или у случая. Я не волшебник и
показываю вам лишь новые манки, приемы возбуждения чувства, переживания. Вам же советую на будущее
время не гоняться за призраком вдохновения. Предоставьте этот вопрос волшебнице
природе, а сами займитесь тем, что доступно человеческому сознанию. Михаил Семенович Щепкин
писал своему ученику Сергею Васильевичу Шумскому: «Ты можешь сыграть иногда
слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного
расположения), но сыграешь верно». Вот
куда должны направляться ваши артистические стремления и заботы. Роль,
поставленная на верные рельсы, движется вперед, ширится и углубляется и в конце
концов приводит к вдохновению. Пока
же этого не случилось, знайте твердо, что ложь, наигрыш, штамп и ломание никогда
не рождают вдохновения. Поэтому старайтесь играть верно, учитесь готовить
благоприятную почву для «наития свыше» и верьте, что оно от этого будет гораздо
больше с вами в ладу. Впрочем,
на следующих уроках мы поговорим и о вдохновении. Разберем и его,— сказал Торцов, уходя. «Разбирать
вдохновение?!.. Рассуждать, философствовать о нем? Да разве это возможно? Разве
я рассуждал, когда произносил на показном спектакле: «Крови, Яго, крови!»?
Разве Малолеткова рассуждала, когда кричала свое знаменитое «Спасите!» Неужели,
наподобие физических действий, их маленьких правд и моментов веры, мы будем по
крохам, по кусочкам, по отдельным вспышкам собирать и складывать вдохновение?!» — думал я, выходя из театра. XVI.
ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА
…………………19……г. — Названов и Вьюнцов, идите
на подмостки и сыграйте нам начальную сцену этюда «сжигания денег»,— приказал Аркадий Николаевич, войдя в класс. |