Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вам
известно, что творческую работу надо всегда начинать с освобождения мышц.
Поэтому сначала сядьте поудобнее и отдыхайте, точно дома. Мы
пошли на сцену и исполнили приказание. — Мало! Еще свободнее, еще удобнее! — кричал Аркадий Николаевич из зрительного
зала. — Девяносто пять процентов
напряжения — долой! Вы,
может быть, думаете, что я преувеличиваю размер излишка? Нет, старание актера,
находящегося перед тысячной толпой, доходит до гиперболических размеров. И хуже
всего то, что старание и насилие создаются незаметно, помимо необходимости,
воли, здравого смысла самого артиста. Поэтому смело откидывайте лишнее
напряжение — столько, сколько сможете. Будьте
на сцене еще больше дома, чем в собственной квартире. На подмостках надо
чувствовать себя приятнее, чем в действительности, потому что в театре мы имеем
дело не с простым, а с «публичным одиночеством». Оно дает высшее наслаждение. Но
оказалось, что я перестарался, довел себя до прострации, впал в насильственную
неподвижность и закоченел в ней. Это тоже один из самых плохих видов зажима.
Пришлось бороться с ним. Для этого я менял позы, делал движения, с помощью
действия уничтожал неподвижность и в конце концов впал в другую крайность — в суетливость. Она вызвала беспокойное
состояние. Чтоб избавиться от него, пришлось изменить скорый, нервный ритм и
внести самый медленный, почти ленивый. Аркадий
Николаевич не только признал, но и одобрил мои приемы: — Когда артист слишком
старается, полезно допустить даже небрежность, более легкое отношение к делу.
Это хорошее противоядие против чрезмерного напряжения, старания и наигрыша. Но, к сожалению, и это не дало того спокойствия
и непринужденности, которые испытываешь в реальной жизни — дома, на своем диване. Оказалось, что я забыл о трех моментах процесса: 1) напряжении, 2) освобождении и 3) оправдании. Пришлось скорее исправить ошибку. Когда это было
сделано, я почувствовал, что у меня внутри что-то лишнее освободилось, словно
опустилось, куда-то провалилось. Я ощутил притяжение к земле своего тела, его
тяжесть, вес. Оно точно вдавилось в мягкое кресло, на котором я полулежал. В
этот момент большая доля внутреннего мышечного напряжения исчезла. Но и это не
дало мне желаемой свободы, какую я знал в реальной жизни. В чем же дело? Когда я разобрался в своем состоянии, то
понял, что за счет мышц во мне сильно напряглось внимание. Оно следило за телом
и мешало покойно отдыхать. |