Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Наконец,
после долгой паузы... заговорили громко, смеялись, поздравляли, развязали
глаза, и... я увидел лежащего на моей левой руке грудного ребенка, сделанного
из моей правой запеленутой руки. На верхней части ее кисти нарисовали глупую детскую
рожицу. Теперь
является вопрос: были ли мои тогдашние переживания подлинной правдой,
сопровождаемой подлинной верой, или же то, что я испытывал, правильнее было бы
назвать «правдоподобием чувства». Конечно,
это не было подлинной правдой и подлинной верой в нее. Происходило чередование:
«верю» с «не верю», подлинного переживания с иллюзией его, «правды» с
«правдоподобием». При этом я понял, что если бы на самом деле мне делали
операцию, то со мною происходило бы в действительности почти то же, что отдельными
моментами я испытывал во время шутки. Иллюзия была в достаточной степени
правдоподобна. Среди
тогдашних чувствований выпадали моменты полного переживания, во время которых я
ощущал себя, как в действительности. Были даже предчувствия предобморочного
состояния,— конечно, на секунды. Они
проходили так же быстро, как появлялись. Тем не менее иллюзия оставляла следы.
И сейчас мне кажется, что испытанное тогда могло, бы произойти и в подлинной
жизни. Вот как я впервые почувствовал намек на то состояние, в котором много от
подсознания, которое теперь я так хорошо знаю на сцене,— заключил рассказ Аркадий Николаевич. — Да, но это не линия жизни,
а какие-то клочки, обрывки ее. — А вы, может быть, думаете,
что линия подсознательного творчества —
непрерывна или что артист на подмостках переживает все так же, как и в
действительности? Если бы это было так, то душевный и
физический организм человека не выдержал бы работы, которая предъявляется к
нему искусством. Как
вы уже знаете, мы живем на сцене эмоциональными воспоминаниями о подлинной,
реальной действительности. Они минутами доходят до иллюзии реальной жизни.
Полное, непрерывное забвение себя в роли и абсолютная, непоколебимая вера в
происходящее на сцене хоть и создаются, но очень редко. Мы знаем отдельные, более
или менее продолжительные периоды такого состояния. В остальное же время жизни
в изображаемой роли правда чередуется с правдоподобием, вера с вероятием. Как
у меня, при шуточной операции, так и у Названова, при последнем исполнении
этюда «сжигания денег», были моменты головокружения. Во время них наши
человеческие жизни с их эмоциональными воспоминаниями, так точно, как и жизни
исполняемых нами ролей, так тесно сплетались между сх^бой, что нельзя было
понять, где начинается одна и где кончается |