Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Потом Аркадий Николаевич обратился ко мне и
сказал: — Не испытали ли и вы того
состояния, о котором мы говорили теперь? Не было ли и у вас, на сцене,
случайного совпадения с ролью по сходству и смежности? — По-моему, в сцене «Крови,
Яго. крови!» — Да,— согласился
Торцов.— Вспомним, что произошло тогда. — Сначала я закричал слова роли не от имени Отелло, а
от своего собственного,— вспоминал я.— Но это был крик отчаяния провалившегося
актера. Свой вопль я отнес к себе. но он заставил меня вспомнить об Отелло, о
трогательном рассказе Пущина, о любви мавра к Дездемоне. Я принял свое отчаяние
человека-артиста за отчаяние человеко-роли, то есть Отелло. Они перепутались в
моем представлении, и я произнес слова текста, не отдавая себе отчета, от чьего
имени они говорятся. — Очень может быть, что на этот раз произошло что-то
вроде совпадения по смежности и сходству,— решил
Торцов. После
паузы Аркадий Николаевич продолжал: — Мы имеем дело на практике не только с такого рода
случайностями. Нередко в условную жизнь на сцене точно влетает из подлинной,
реальной жизни простой внешний случай, не имеющий ничего общего с пьесой, ролью
и спектаклем. — Что же это за внешний случай?—спрашивали ученики. — Хотя бы. например, тот же упавший нечаянно платок
или стул, о котором я вам как-то говорил. Если
артисты, находящиеся на сцене, чутки, если они не испугаются и не отвернутся от
этого случая, а, напротив, включат его в пьесу, то он явится для них
камертоном. Он даст верную жизненную ноту среди условной, актерской лжи на
сцене, он напомнит о подлинной правде, потянет за собой всю линию пьесы и
заставит поверить и почувствовать на сцене то, что мы называем «я есмь». Все
вместе подведет артиста к подсознательному творчеству его природы. Как
совпадениями, так и случаями надо пользоваться на сцене мудро, не пропускать,
любить их, но не основывать на них своих творческих расчетов. Это
все, что я могу сказать вам о сознательной психотехнике и о случайностях,
возбуждающих подсознательное творчество. Как видите, пока мы небогаты
соответствующими сознательными приемами. В этой области нам предстоит еще
большая работа и исканиё. Тем больше следует дорожить уже найденным. На сегодняшнем уроке я до конца прозрел,
понял все и сделался самым ярым поклонником «системы». Я видел, как
сознательная техника создает подсознательное творчество, которое само
вдохновляет. Дело было так: |