Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! ПРИЛОЖЕНИЯ
[О ЦЕЛЯХ «НАСТОЛЬНОЙ КНИГИ
ДРАМАТИЧЕСКОГО АРТИСТА»]36 Эта
книга преследует исключительно практические цели
в узко определенной области деятельности артиста и режиссера драматического
искусства. Она написана не для установившихся драматических артистов, которые
имеют уже свои собственные, выработанные опытом взгляды на искусство и свои
приемы творчества. Книга имеет в виду прежде всего учеников драматических
училищ и молодых артистов, делающих на сцене свои первые неуверенные шаги. Тем
из преподавателей, которые разделяют мои взгляды на искусство и его
преподавание, книга может оказать некоторую помощь при выработке общей системы
и программы обучения и главным образом как настольная книга. Все
элементарные сведения, практические советы, излагаемые в этой книге, благодаря
ее форме получают характер какого-то учебника или грамматики драматического
искусства. С другой стороны, из-за ссылок на психологию, физиологию и анатомию
человека, которых я не сумел избежать, можно подумать, что она претендует на
научность. Этих двух ошибочных взглядов на свой скромный труд я больше всего
боюсь. Ни учебника, ни грамматики драматического искусства быть не может и не
должно. В
тот момент, когда станет возможным втиснуть наше искусство в узкие, скучные и
прямолинейные рамки грамматики или учебника, придется признать, что наше
искусство перестало существовать. Такое
искусство, закованное в тиски и подчиненное сотням выдуманных правил,— не интересно, мертво и потому не нужно, по
крайней мере для тех людей, которые еще не засушили в себе искринок живого,
вечно подвижного, никогда не успокаивающегося, постоянно ищущего и стремящегося
вперед артистического огня. Если
академичное олимпийство и величавая неподвижность пагубны для искусства, что же
можно сказать об узких мещанских и банальных рамках какой-то выдуманной
грамматики. Боязнь моя в этом отношении так велика, что я долго колебался,
прежде чем выпустить книгу, не раз бросал начатую работу благодаря
разгоравшимся опасениям. Одна
мысль, что этой книгой могут воспользоваться для того, чтобы сковать и задушить
свободное творчество, заставляет меня холодеть и бросать перо. Меня, как
кошмар, преследовала картина какого-то класса, где за партами сидят какие-то
молодые, еще свободные в творчестве люди. В душе кого-нибудь их них, быть
может, теплилось чистое пламя едва зародившегося таланта. Все эти молодые люди
держат перед собой такие же книги, как эта, и зубрят отсюда и досюда. А строгий
профессор, который отличается от самого пошлого педагога только тем, что у него
по-актерски бритое лицо, сидит на кафедре и задает вопросы: «Иванов Владимир,
перечислите мне составные элементы духовной природы артиста». |