Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Иванов
Владимир встает и, краснея и пыхтя, и, главное, не веря в то, что изучает
настоящее искусство, перечисляет зазубренные без смысла свойства и с каждым
словом вонзает мне кинжал в сердце. Это ужасно, это обман, это убийство
таланта. «Караул! — хочется закричать
мне, как это бывает при кошмаре.—
Разорвите, сожгите книги, распустите учеников, объясните им, что я сделал
преступление, что я уже достаточно наказан за это, но не давайте бездарным
педагогам пользоваться моей ошибкой, спасите наше искусство, отнимите у всех
педагогов мою книгу и велите всем несчастным молодым артистам забыть все, что
они зубрили из моих глупых книг, и учиться так, как раньше». Как
это ни плохо, но все-таки лучше безграмотный актер, чем актер-зубрила, актер
одних правил, актер, потерявший нерв и жизнь в искусстве. [ИЗ ВАРИАНТОВ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ
«РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ»] 39 Моя
книга не имеет никакой претензии быть научной. Хотя я Признаю, что искусство
должно жить в дружбе с наукой, но в самые моменты интуитивного творчества,
которым главным образом и посвящена книга, я боюсь научных мудрствовании
артистов. А наше творчество прежде всего интуитивно, так как оно основано на
бессознательном творческом чувстве, на инстинкте артиста. Это, конечно, не
значит того, что артист должен быть неучем, что он не нуждается в знаниях.
Напротив, он, как никто, нуждается в них, так как они дают ему материал для
творчества. Но всему свое время. Пусть и потом, в действительной жизни, артист
просвещает себя, пусть набирается знаний, сведений, впечатлений, опыта, но на
сцене, в момент творчества, пусть он забудет о науке и живет творческой
интуицией. Интуиция
должна стать в основу творчества сценического артиста, так как наше искусство
постоянно имеет дело с живым духом человека, с живой жизнью человеческой души.
Живого духа не создашь и не познаешь умом, дух прежде всего познается чувством,
а создается и ощущается живой душой артиста. В
нашем искусстве познать означает почувствовать. В творческой работе чувству
отводится первенствующая роль. Если
моя книга окажется последней и возбудит к себе внимание, она подвергнется очень
строгой научной и иной критике. Это было бы весьма желательно, так как разумная
критика, конечно, опытных и знающих наше дело людей выяснит многие
недоразумения, пробелы в технике творчества и в нашем искусстве, она обнаружит
и объяснит недостатки моей книги. Я буду горд и удовлетворен тем, что мне
удастся вызвать такие споры и исследования, направленные на главную сущность
нашего творчества, а не на суррогаты его, как это за последнее время случается.
Несомненно также, что по поводу возбуждаемых мною вопросов будет высказано
немало мнений и людей не понимающих в нашем искусстве, и в применении к нему научных
приемов и тезисов. Быть может, выскажутся и те люди, которые ошибочно мнят-себя
знатоками нашего дела, выскажутся и такие люди, которые боятся в театре
настоящего искусства и присосались к нему лишь с целью эксплуатации,
прикрываясь громкими фразами, рефератами и учеными словами, не имеющими
никакого смысла и вредными в нашем практическом деле, так как они зря забивают
головы артистов и зрителей. |