Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 40 В рукописи,
как и во всех первоначальных вариантах книги, фамилия руководителя театральной
школы — Творцов. 41 Печатается по тексту рукописи (Музей МХАТ,
КС, № 136/1), озаглавленной
Станиславским: «Исправления и добавления для следующих изданий. К главе о
действии». Добавление
к главе о действии строится на разборе неудачно повторенного учениками этюда с
сумасшедшим, описание которого дано в начале главы «Эмоциональная память».
По-видимому, начало главы «Эмоциональная память» должно было быть перенесено в
главу «Действие». На основании указания Станиславского на седьмой странице
рукописи: «Оставить до конца страницу свободной. Сюда будет перенесена сцена
счета денег из главы...» — в приложение
вводится часть текста из главы «Чувство правды и вера», где дано описание
названного этюда. 42 На этом рукопись обрывается. 43 Печатается по машинописному тексту (Музей
МХАТ, КС, № 649), на заглавном листе
которого Станиславским написано: «Дополнение и исправление для новых изданий. К
главе «Общение». По-видимому, Станиславский намеревался ввести этот текст в
главу «Общение», что могло повлечь за собой сокращение или переработку текста
главы в ее первоначальной редакции. 44 На полях рукописи против данного абзаца
имеется пометка, сделанная рукой Станиславского: «Неубедительно». 45 В практике своей педагогической работы в
Оперно-драматиче-ской студии (что по времени совпадает с написанием этого
текста) Станиславский подходил к созданию ученических этюдов именно таким
способом. Сюжет этюда не придумывался
заранее во всех подробностях, но создавался по
ходу работы импровизационным путем, в процессе живого взаимодействия партнеров.
Подобные же пробы проделывались Станиславским в экспериментальном порядке и при
подходе к работе над ролью (на материале шекспировских трагедий). Так,
например, на одной из репетиций «Ромео и Джульетты» он указал, что пропущен
важнейший этап работы — установление
органического общения между действующими лицами, с которого следует начинать
изучение логики действия актера в роли. После этого в результате внимательного
анализа некоторых сцен Станиславский доказал, что стадия ориентировки или
завязывания общения с объектом иногда распространяется на целый акт или
охватывает значительную часть диалога, между тем как при первоначальном разборе
пьесы актеры наметили себе ряд действий в том же акте или диалоге без учета
необходимого подготовительного процесса организации общения с партнером. |