Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Но ведь это же ужасно
трудно и сложно! — волновался я. — Да. Сам Коклен признает
это. Он говорит: «Актер не живет, а играет.
Он остается холоден к предмету своей игры, но искусство его должно быть
совершенно». И действительно, — добавил Торцов, — искусство
представления требует совершенства для того, чтобы оставаться искусством. — Так не проще ли довериться
природе, естственному творчеству и подлинному переживанию?—допытывался я. — На это Коклен самоуверенно
заявляет: «Искусство не реальная жизнь и даже не ее отражение. Искусство — само творец. Оно создает свою собственную
жизнь, вне времени и пространства, прекрасную своей отвлеченностью». Конечно, мы не можем согласиться с таким
самонадеянным вызовом единственной, совершенной и недосягаемой художнице — творческой природе. — Неужели же они в самом деле
верят, что их техника сильнее самой природы? Какое заблуждение! — не мог я успокоиться. — Они верят в то, что создают
на сцене свою, лучшую жизнь. Не ту реальную, человеческую, какую мы знаем в
действительности, а иную—исправленную для сцены. Вот почему артисты представления переживают всякую роль правильно, по-человеческн .лишь вначале, в подготовительном периоде работы, но в самый момент творчества, на сцене, они переходят на условное пережнвание. При этом для оправдания его они приводят такие доводы: театр и его представления условны, а сцена слишком бедна средствами, чтоб дать иллюзию настоящей жизни; поэтому театр не только не должен избегать условностей, но должен их любить. Такое творчество красиво, но не глубоко, оно
более эффектно, чем сильно; в нем форма интереснее содержания; оно больше
действует на слух и зрение, чем на душу. и потому оно скорее восхищает, чем
потрясает. Правда, и в этом искусстве можно добиться
больших впечатлений. Они захватывают, пока их воспринимаешь, о них хранишь
красивые воспоминания, но это не те впечатления, которые греют душу и глубоко
западают в нее. Воздействие такого искусства остро, но непродолжительно. Ему
больше удивляешься, чем веришь. Поэтому не все ему доступно. То, что должно
поражать неожиданностью и сценической красотой. или то, что требует картинного
пафоса,— в средствах этого искусства. Но
для выражения глубоких страстей его средства или слишком пышны, или слишком
поверхностны. Тонкость и глубина человеческого чувства не поддаются техническим
приемам. Они нуждаются в непосредственной помощи самой природы в момент
естественного переживания и его воплощения. Тем не менее, представление роли,
подсказанное процессом подлинного переживания, следует признать творчеством,
искусством. |