Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Привыкнув к механическому воспроизведению
роли, артист повторяет свою работу без затраты нервных и душенных сил.
Последняя считается не только ненужной, но даже и вредной при публичном
творчестве, так всякое волнение нарушает самообладание артиста и изменяет
рисунок и форму, раз навсегда зафиксированные. Неясность же в форме и
неуверенность ее передачи вредят впечатлению. Все это в той или иной мере относится к отмечаемым
местам вашего исполнения Яго. Теперь вспомните, что происходило при
дальнейшей вашей работе. — Другие места роли и самый
образ Яго не удовлетворяли меня. В этом я убедился также с помощью зеркала, — вспоминал Шустов.— Ища в своей памяти подходящую модель, я
вспомнил об одном знакомом, не имеющем отношения к моей роли, но, как мне
казалось. хорошо олицетворяющем хитрость, злость и коварство. — И вы стали коситься на
него, приспособлять себя к нему? — Да. — Что же вы делали с вашими
воспоминаниями? — По правде говоря, я просто
копировал внешние манеры знакомого,—
признался Паша.— Я мысленно видел его
рядом с собой. Он ходил, стоял, сидел, а я косился на него и повторял все, что
он делал. — Это была большая ошибка! В
этот момент вы изменили искусству представления и перешли на простое
передразнивание, на копировку, на имитацию, которые не имеют никакого отношения
к творчеству. — А что же я должен был
делать, чтобы привить к Яго случайно, извне взятый образ? — Вы должны были бы
пропустить через себя новый материал, оживить его соответствующими вымыслами
воображения, как это делается в нашем
направлении искусства переживания. После того как оживший материал привился бы
вам и образ роли был бы мысленно создан, вы должны были бы приступить к новой
работе, о которой образно говорил один из лучших представителей искусства
представления — знаменитый французский
артист Коклен-старший. Актер создает себе модель в своем
воображении, потом, «подобно живописцу, он схватывает каждую ее черту и
переносит ее не на холст, а на самого себя...» — читал Аркадий Николаевич по брошюре Коклена,
подброшенной ему Иваном Платоновичем.—
«Он видит на Тартюфе какой-нибудь костюм и надевает его на себя видит его
поступь и подражает ей, замечает физиономию и заимствует ее. Он приспособляет к
этому свое собственное лицо,— так
сказать, выкраивает, режет и сшивает собственную кожу, пока критик, таящийся в
его первом я, не почувствует себя удовлетворенным и
не найдет положительного сходства с Тартюфом. Но это еще не все; это было бы
только внешнее сходство, подобие изображаемого лица, но не самый тип. Надо еще,
чтоб актер заставил Тартюфа говорить тем голосом, какой ему слышится у Тартюфа,
а чтоб определить весь ход роли, надо заставить его двигаться, ходить,
жестикулировать, слушать, думать, как Тартюф, вложить в него душу Тартюфа.
Тогда только портрет готов; его можно поставить в раму, то есть на сцену, и
зрителе скажет: «Вот Тартюф»... или же актер плохо работал»6. |