Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не успели мы передохнуть, как Аркадий Николаевич задал Шустову новый вопрос: —
Почему? — Что почему? — недоумевали мы. — Почему Шустов — дуб? Почему он растет в средние века на
горе? Торцов придает этому вопросу большое
значение. Отвечая на него, можно, по его словам, выбрать из своего воображения
прошлое той жизни, которая создя лась уже а мечте. — Почему вы одиноко растете
на этой поляне? Шустов придумал следующее предположение
относительно прошлого старого дуба. Когда-то вся возвышенность была покрыта
густым лесом. Но барон, владелец того замка,
который виднеется невдалеке, по ту сторону долины, должен был постоянно
опасаться набега со стороны воинственного феодала-соседа. Лес скрывал от глаз
передвижение его войска и мог служить врагу засадой. Поэтому его свели.
Оставили только могущественный дуб, потому что как раз подле него, в его тени,
пробивался из-под земли ключ. Если бы
ключ пересох, не стало бы и того ручья, который служит для водопоя стад барона. Новый вопрос —
для чего, предложенный Торцовым, опять
привел нас в тупик. — Я понимаю ваше затруднение,
так как в данном случае речь идет о дереве. Но вообще говоря, этот вопрос — для чего? — имеет
очень большое значение: он заставляет нас уяснять цель наших стремлений, а эта
цель намечает будущее и толкает к активности, к действию. Дерево, конечно, не
может ставить перед собой целей, но и оно может иметь какое-то назначение,
подобие деятельности, служить чему-то. Шустов придумал такой ответ: дуб является
самым высоким пунктом в данной местности. Поэтому он может служить прекрасной
вышкой для наблюдения за врагом-соседом. В этом смысле за деревом числятся в
прошлом большие заслуги. Не удивительно поэтому, что оно пользуется
исключительным почетом у обитателей замка и ближних деревень. В его честь
каждую весну устраивается особый праздник. Сам феодал-барон является на этот
праздник и выпивает до дна огромную чашу вина. Дуб убирают цветами, поют песни
и танцуют вокруг него. — Теперь,— сказал Торцов,—
когда предлагаемые обстоятельства наметились и постепенно ожили в нашем
воображении, сравним то, что было при начале нашей работы, с тем, что стало
сенчас. Прежде, когда мы знали только, что вы находитесь на горной поляне, ваше
внутреннее видение было обще, затуманено, как непроявленная пленка фотографии.
Теперь, с помощью проделанной работы, оно в значительной степени прояснилось.
Вам стало понятно, когда, где, почему, для
чего вы находитесь. Вы уже различаете контуры какой-то новой,
неведомой вам доселе жизни. Почувствовалась почва под ногами. Вы мысленно
зажили. Но этого мало. На сцене нужно
действие. Необходимо вызвать его через задачу и стремление к ней. Для этого
нужны новые «предлагаемые обстоятельства» —
с магическим «если бы», новые волнующие вымыслы воображения. |