Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Японский искусствовед пишет о "Кабуки":
"...сердцевиной японского исполнительского искусства являются так
назьшаемые (ма)паузы. Причем эта пауза не временная. Она также не связана с
психологией выражения. К этому понятию паузы... подходит то, что в японском
искусстве называется кокю (унисон, сопереживание), или ёхаку (оставленное
незаполненным пространство, белое пятно). Искусство паузы стало со временем
настолько отточенным, что фактически превратилось в способ выражения". Сценической паузе Мейерхольд искал аналога именно в
восточном театре. Пауза — как фиксация психологического состояния — высшая
точка— статуарность. "Мандат", спектакль, который Станиславский
оценил очень высоко, фактически был построен на такой фиксации, как
индивидуальных исполнителей, так и массовых сцен. Особенно это ярко выражается
на "цветочной тропе", когда актер меняет подряд несколько поз, давая
возможность зрителю оценить эмоциональную наполненность позы, подчеркнутую
статуарностыо. Зритель в "Кабуки" не интересуется сюжетом
пьесы, репертуар не меняется несколько десятков лет, японцы приходят в театр
оценить искусство актеров на давно известном материале. Помню, как на спектакле
в Токио в середине действия в ложе встал пожилой японец и обратился к зрителям:
"Посмотрите, как он сейчас сыграет горе потери любви!" И
действительно, актер вышел на "тропу" и принял позу горя. И я, не
понимавший язык и знакомый с содержанием приблизительно, так же, как и японские
зрители, оценил волнение актера. Когда актер ушел с "тропы" обратно
на сцену, театрал, который 112 представил нам актера, победно посмотрел на зрителей:
"Ну, что я говорил?" Пауза останавливает действие — так кажется на первый
взгляд. Нет, она собирает силы героев пьесы для дальнейших действий, актеров —
для дальнейшей мобилизованности на выполнение этих действий и, наконец,
зрителей — для восприятия этих действий. Классическая пауза, останавливающая напряженнейшие
события, — встреча Штирлица с женой (телефильм "Семнадцать мгновений
весны"). Ничего не происходит, Штирлиц сидит за одним столиком, жена — за
другим, разведчик, сопровождавший ее на свидание, за стойкой бара. А вы
волнуетесь, многие из вас, дорогие зрители, даже прослезились. Но чувствуете,
как "зарядились" эмоционально герои фильма? И музыка Таривердиева
трогает до глубины души. |