Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Некоторые мастера со спартанской прямотой вычеркивают
ее из спектакля. Николай Васильевич ставил "Вишневый сад" в
Харьковском театре русской драмы в 1935 году, в ГИТИСе посвящал многие занятия
анализу этой пьесы. Впоследствии он поделился своими мыслями в книге "50 и
500". Вслушайтесь, как интеллигентно говорит этот
таинственный Прохожий... И почему так пугаются его появления все
присутствующие. Варя говорит о своем испуге, даже Лопахин сердится.
Растерявшаяся — или испугавшаяся — Раневская дает ему золотой, большие деньги
по тому времени! Невольно при виде "бывшего" члена приличного
общества возникают ассоциации с... Гаевым... Может быть — это предчувствие,
подкрепленное "звуком лопнувшей струны", уходящих владетелей
вишневого сада? Именно здесь неназойливое, но точно направленное предупреждение
о будущем? И звук будто объединяет всех воедино. В короткой сцене из одиннадцати реплик Чехов
устанавливает четыре паузы. "Интенсивное молчание и очень облегченный
текст" — формулирует Петров, прочтите, как он режиссерски строит паузы. Хорошо известно, как ставить
"психологические" пьесы: реплика — и длиннющая пауза, во время
которой актер думает о чем угодно, но только не о событиях, происходящих на
сцене. Зрители, знающие пьесу, ждут, когда же будет произнесена выученная еще в
школе фраза — речь о классической пьесе. В паузах режиссер запросто выходит из
положения: если Чехов — то поют птицы, где-то перекликаются крестьяне, мало ли
существует естественных звуков! С современными пьесами тоже легко — тренькает
балалайка или (лучше!) гитара, прошел поезд, включили радио с подобающей для
данного момента музыкой или, что более выгодно — контрастирующей настроению. Спектакль А. Эфроса "Чайка" (Театр Ленком)
критик А. Свобо-дин назвал "Чехов без пауз". Спектакль о несчастных
людях, с труд- 111 ными драматическими судьбами. Уходит жизнь — у
Аркадиной, Мед-веденко, Дорна, Тригорина — у всех! Нет будущего у Треплева,
разбита жизнь Нины. Спектакль с клокочущими страстями — не до пауз! И любовь у
всех обжигающая, толкающая на безумные поступки, да, это Чехов без пауз, шедший
на одном дыхании. И это Чехов! Крупнейшие европейские режиссеры Гордон Грэг, Макс
Рейн-гардт, близкие нам Вс. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, Н. Охлопков, В. Плучек в
своем творчестве часто обращались к театральному искусству Китая и Японии. Мы
уже говорили о ханамити — "цветочной тропе", помосту, идущему через
весь зрительный зал к сцене, где в японском театре "Кабуки"
разыгрывается основное действие. Однако не меньший интерес наших мастеров
вызвало искусство паузы. |