Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 109 шая к такому прямому общению со сценой, ответила
хохотом, свистками, не очень умными выкриками. В этом был просчет — аудитория была
выбрана неверно. Финал этого интересного спектакля был сорван. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского —
настоящая школа режиссерских пауз и мизансцен. Особенно подробно это показано в
режиссерском плане "Отелло", так как Константин Сергеевич был вынужден
из-за болезни посылать свои разработки режиссеру И. Я. Судакову. Хочу
остановиться лишь на одной паузе, имеющей для всей трактовки пьесы решающее
значение. "Когда после подавления восстания на Кипре Яго
остается один, он позволяет себе снять маску и просмаковать победу. Следует
пауза смеха (разрядка моя. — Б. Г.), сдавленного, задушенного. Огромная
пауза смеха, какого-то сатанинского. В нем торжество и радость, и гордость, и
презрение". Монолог "О, духи тьмы..." Яго ведет с фонарем,
которым освещается только его лицо. В темноте его голос зловеще таинственен...
Постепенно все темнеет. Конец — полная темнота, и один только блик — лицо
Яго". Боясь, чтобы его не услыхали проходящие внизу, спящие под лестницей,
Яго уходит за угол колонны 3. Там успокаивается". Режиссер ищет паузу в композиции спектакля — в
замысле. Но если его задумка не будет опираться на актеров, если исполнители
останутся только исполнителями, а не соучастниками, — самая остроумная,
неожиданная идея останется умозрительной, холодной. Очевидно, когда поднимается проблема сценических пауз,
то, естественно, в первую очередь вспоминаются ЧЕХОВСКИЕ ПАУЗЫ, — так назвал главу в книге "50 и
500" Николай Васильевич Петров. Их часто называли "мхатовские паузы", хотя
такое определение относится не только к этому театру, а мхатовец Л. М. Леонидов
утверждал, что это не паузы, а "дырки", и к Художественному театру не
имеют отношения. Правда, иногда на репетициях он говорил актерам: "Только
не паузите зазря, это вам не Художественный театр!" Загадкой остается сцена из 2-го акта "Вишневого
сада", по признанию многих замечательных режиссеров — Д. Стреллера, П.
Штай-на, П. Брука, не говоря о русской режиссуре, — самой обаятельной, тонкой и
глубокой пьесы мирового репертуара. Но вот для чего нужна 110 встреча с Прохожим, ответить могут немногие. Показать
щедрость Раневской? Или вздорность, непредсказуемость ее поступков? А для чего
нужен "...отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны,
замирающий, печальный?" Что это за личность — Прохожий? Пьяница, на это у
автора есть прямое указание. Но почему он бродит в совсем неподходящем для
прогулок месте? Ни в одной рецензии нет упоминаний об этой сцене. Николай
Васильевич Петров считал, что этот эпизод — "ключ к "Вишневому
саду..." |