Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 3 терялись: "Что же там будет?". — "Там
будет упомянуто все то, чего режиссер не должен делать...". — "А что
должен?". "Этого я не знаю..."— ответил мастер, при
жизни названный великим. Даже книга умнейшего и образованнейшего первого
заведующего кафедрой режиссуры Василия Григорьевича Сахновского "Режиссура
и методика ее преподавания" не может в наши дни считаться учебником, т. е.
окончательной регламентацией творческого процесса, из-за излишней
нравоучительности изложения. Все книги деятелей театра — к тому же, еще важный
компонент — мемуары, как давно ушедших из жизни, так и вышедшие в последнее
время ныне здравствующих актеров и режиссеров,— создают фундамент для будущей
науки о режиссуре — профессии профессий, как ее часто называют, или, по
выражению М.А.Захарова, — суперпрофессии. В каждом из упомянутых произведений поднимаются
ключевые проблемы театра: работа с актером, замысел, композиция, жанр
спектакля, стиль автора, встречи с композитором, художником и т. д. И, вполне
естественно, отодвигается на второй план ряд вопросов, которые часто занимают
если не решающее, то, во всяком случае, серьезное место в работе молодого
режиссера. Одно время шли споры, впоследствии возникающие вновь,
— как же вернее воспитывать режиссера: в учебном заведении — институте (а
теперь уж — в академии) или в самом театре? Практика однозначных ответов не
дает: Анатолий Эфрос и Петр Фоменко учились на режиссерском факультете ГИТИСа,
а Марк Захаров и Юрий Любимов закончили актерские школы. Списки можно продолжать
до бесконечности без упоминаний всех наших основоположников — от Станиславского
до Кнебель. В пользу формирования режиссеров в театре, "из своих",
говорит преимущество знаний чисто практических, назовем их словом, часто
упоминающимся презрительно, — "это же РЕМЕСЛО!" Останавливаюсь на этом, вспомнив, что не кто иной, как
сам Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил о ремесле чрезвьиайно
уважительно, подразумевая под ним знание и умение. Сейчас никто не пользуется термином "тон
спектакля, тон роли*, считая это определение старомодным и ремесленным. А
Немирович-Данченко неизменно говорил о "верном тоне", необходимости
найти верный тон, вспомните хотя бы его замечания самому Станиславскому о тоне
в роли Сатина. |