Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Борис Пастернак Все приводимые примеры, как и последующие, подчинены
определяющей эти заметки мысли: все
воспринимается для актера и
через актера. Какие интересные характеры мы узнаем через
описание их поступков, через детали
их поведения. "Объясните мне что-нибудь и тогда я объясню
все", — сказал крупнейший литературовед Юлиан Оксман. Вс. Мейерхольд считал, что когда поднимается большая
тема, то сюжет сводится к одной вещи. Начало "Отелло" он представлял
так: на пустой сцене — зеленый ковер и на нем — красный платок. Лермонтов. "Маскарад" — браслет Нины. Скриб. "Стакан воды" — стакан воды. "Без малой правды не найдешь большой", —
слова замечательного артиста Олега Борисова. Деталь пришла в театр, кинематограф — через
литературу. Анатоль Франс считал, что проза — накопление деталей, переход из
количества в качество. Оноре Бальзак сказал, что все в искусстве заключается
в подробностях, т. е. — в деталях. "— Арина Прохоровна, нет у вас ножниц, — спросил
вдруг Петр Степанович. —
Зачем вам ножницы? — выпучила та на него глаза. —
Забыл ногти обстричь, три дня собираюсь, — промолвил он, безмятежно
рассматривая свои длинные и нечистые ногти" (Ф. Достоевский.
"Бесы"). И все время встречи заговорщиков он возится с ногтями!
Выразительная мизансцена, точно определяющая суть событий и взаимоотношений. Гением детали можно назвать Чарльза Диккенса. Именно
он — наглядный пример режиссерского глаза, умения увидеть в жизни нечто, важное
для себя. Стефан Цвейг писал о нем: "Глаз Диккенса был совершенно земной —
глаз моряка, охотника, соколиный глаз, замечавший еле заметные особенности
человека. "Но в мелочах, — сказал он однажды, — весь смысл
жизни". Его глаз ловил мелкие, но выразительные детали, он видел пятна на
платье, слабые и беспомощные жесты смущения, замечал прядь рыжих волос, 68 выбивающуюся из-под черного парика. ...он прибегал к
поэтическому стенографированию действительности, заменяя одной характерной
подробностью целое описание. По признакам он заставляет понять особенности
характера". Полицейский Баккет привык совещаться со своим толстым
указательным пальцем. В трудные минуты своей хлопотливой работы "...Беккет
прикладывает его к уху, и палец нашептывает ему нужные сведения, прикладывает к
губам, и палец приказывает ему — молчать, трет им о нос, и палец обостряет нюх,
грозит им преступнику, и тот, как завороженный, выбалтывает гибельное
признание" (Ч. Диккенс. "Холодный дом"). |