Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 66 том же театре в "Завещании Нельсона"). Но
когда этот прием переходит еще в "Жертву века" ("Последняя
жертва" Островского), то это становится штампом. В премьере МХАТа 2001
года "Кабала святош" М. Булгакова режиссер вывел на сцену группу
молодых актеров — гвардейцев, создающих гнетущую атмосферу двора Короля-Солнце.
И несмотря на длительные репетиции спектакля, интересную задумку режиссера,
исполнители и по мелковатой фактуре, и по недостатку опыта в мимических сценах
только разжижали картину, не давая ощущения мрачного присутствия кабалы.
Великолепно понимаю трудность: обеспечить фактурными актерами спектакль —
задача "архитрудная" (как сказал бы В. И. Ленин). Ставя "Заговор императрицы" А. Толстого и П.
Щеголева, я пришел в беспокойство от количества эпизодов по две-три реплики,
произносят которые генерал Алексеев, главнокомандующий армией, министр
внутренних дел Протопопов, премьер-министр Штюрмер. Какое значение имеет то,
кто их играет? И что в таких ролях можно сделать: сказать вовремя свои две-три
реплики и вовремя уйти! Так и не так... Нужно, чтобы зрители поверили в
документальность этих исторических персонажей. В телевизионном спектакле по "Заговору",
созданном белорусскими коллегами, режиссура решила провести сцену диалога
императора Николая II и императрицы Александры
Федоровны в постели. Что ж, муж и жена, хоть и цари, могли и в постели поговорить.
Но постановщики решили сделать более документально действующих лиц, и поэтому
императрица лежала в постели... с короной на голове. Комментарии, как
говорится, излишни. Еще организационное соображение: ничто так не
разрушает спектакль, как вводы в эпизоды. Опять же — что здесь особенного:
эпизод в две-три реплики. Если спектакль работается серьезно, если внимание к
маленьким ролям заложено в замысле режиссера, в композиционном решении, то при
срочном вводе, к которому, чего греха таить, в театрах относятся спустя рукава,
исчезают все тонкости, нюансы во взаимоотношениях, находки, столь дорогие и
первым исполнителям, и особенно режиссеру. Играется схема, от спектакля
остается название, а суть исчезает. Еще раз повторяю: культура театра зависит
от ролей второго плана. 67 "ВСЕСИЛЬНЫЙ
БОГ ДЕТАЛЕЙ!"
|