Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Впервые
в пометках мертвые и живые поставлены через запятую и обозначены как враги. И этой общностью опасно
сближены друг с другом. Умертвия становятся реальностью для самого Иудушки, хотя сам он еще не отдает
себе отчета, на тропу какой войны встает. Принимая
приехавшего сына, произнося положенные ритуалом приветствия и радостные
восклицания, Иудушка, по Смоктуновскому, вглядывается в сына: «По ходу выясняю меру этой опасности — ??? Повисло событие — ???» Сын
явно встревожен, насторожен, груб. Смоктуновский отмечает разные пласты в
реакции на сыновью грубость: «Трясутся губы, бледнеет: „ну, ответишь, ну,
покрутишься". При оскорблении не идет на прямой ответ. Его психофизический аппарат очень подвижен,
натренирован в беспрестанных „боях". Детство с
матерью, братьями и правдой. Он способен к анализу». Рядом
с внешней реакцией (бледнеет, трясутся губы...) артист выписывает особенности
психофизиологической конституции: подвижность психики, способность к анализу,
способность сдерживать себя, уклоняясь от неприятных объяснений.
Сложноорганизованное существо, тренированное и восприимчивое. К ранее написанным образам «Сволочи-Рокфеллера»,
«русского Ричарда», «самовозбуждающегеся ската» артист добавляет еще: «Стеклянный урод». И: «Тать в нощи». Стеклянный, то есть прозрачный, всем насквозь видный. Но прозрачность эта —
одна видимость. В стеклянной оболочке клубится
ночная тьма, роятся призраки... «Тать-урод», нечто удвоенно мерзкое, -
обманчиво прозрачен, обманчиво понятен. Смоктуновский
описывает стратегию поведения своего героя: «Не прикидывается, чтобы в своей правоте не
повторяться, не хитрит, не делает вид, а готов схватиться с целым миром — в
этом его сила, и тогда тать-урод появляется сам собой. Редко, очень редко врет. Серьез его правоты, и тогда
ложь его не расшифровывается. Загустелость его погружения, серьеза, своей
всегдашней защиты ото всех — влезть в это изнутри». Иудушка,
по Смоктуновскому, отнюдь не сознательный лицемер, не притворщик, не хитрец. Он абсолютно убежден в своей правоте,
готов драться со всем миром, чтобы доказать свою правоту. Относится к себе с
предельной серьезностью, предельно погружен
в себя. И Смоктуновский, ставя перед собой задачу «влезть в это изнутри», убежден, что стоит со всей серьезностью возвести себя в
абсолют — тут тать-урод и проявится. Он болтает без остановки, но за всем его
родственным приветственным трепом одно: |