Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Вот они уж и давно сидят, а я постою да вслух
подумаю — все идет в удовольствие мысли, некие истины. Нет-нет. Не совсем это так. А если
подумать поглубже. Унисон». Но и
мысли и истины обращены тем не
менее в инстанцию высшую, к незримому собеседнику, к нему адресованы все речи Иудушки: и произносимые вслух, и
проговариваемые про себя. Все обиды: «Порфишечка: никогда меня так не называли». И все
радости: «Семья все-таки всегда семья». Все
недоумения: «А почему это так, а не иначе?» И в
эти счастливые минуты полета в
эмпиреи, когда размышляешь о божественном, о сложности жизни: «Мы-то думаем, что все сами, на свои деньги
приобретаем, а как посмотрим, да поглядим, да сообразим — ан все Бог» — около
фразы пометка: «Вот в чем
вся сложность вопроса. Не все Бог
дает, что просят». И в
эти размышления вторгается грубая действительность с вопросом маменьки: «А ты
знаешь, какой сегодня день? Память кончины милого сына Владимира». И
Смоктуновский пишет на полях внутренний отклик Иудушки на эти слова: «Спасибо, что напомнили, но, честно говоря, могли бы
этого и не заметить, так как сын-то был меня недостоин. Да ведь это то, что
нельзя забывать». И
собственный комментарий размышлениям своего героя: «Почувствовал укол и соображает, как ответить». У
Салтыкова-Щедрина Иудушка бледнел
на словах маменьки, крестился и оправдывался:
грех-то какой! Иудушка Смоктуновского грешным себя чувствовать не способен ни
в какой ситуации. Забыл о
сыне, потому что о нем помнить не
надо: «Один грех — забыл про панихиду. Второй —
горевание о светлой памяти нашего сына». А как
горевать по самоубийце? «И все не понимаю, что же с ним случилось?» Самоубийство
сына Владимира не укладывается в схемы его мира, грозит разрушить самый столп и
основание его жизни — уверенность в собственной непогрешимости, и потому о нем
так мучительно думать. Единственный выход — обвинить самого дурного сына. Как
формулирует артист: «Значит, была, должна была быть какая-то
червоточина». Приезд
второго сына Петеньки застает врасплох: «Живет в мире организованных понятий, и поэтому
приезд сына — явно настораживает. Любая неожиданность
— возможность беды. Мертвенно побледнел». Общая
тональность встречи с сыном — оборона: «Рок. Безусловное
покушение. Уже нужно обороняться, - Не успел я справиться с матерью, как дети лезут, и мертвые, да еще живые». |