Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! К
последней фразе на полях обстоятельная словарная сноска: «Кросно — имя существительное. Кросно — основа для будущего половика или ковра». Краснобайство
матери и сына, без сомнения, обнаруживало
общие семейные корни, но не менее разительным было и отличие. Маменька-Георгиевская
калякала с удовольствием, с
каким пила чай или баловалась вареньем. Говорение было у нее потребностью чисто
физиологической: размять мускулы языка,
приятно провести время. Иудушка-Смоктуновский не калякал, а священнодействовал.
Он не столько обращался к своим реальным слушателям, сколько к своему высокому
патрону — Господу Богу, который, по его убеждению, незримо присутствовал в его
жизни и которому он демонстрировал несокрушимую добродетель своего поведения.
Как отмечал артист о своем герое: «Духовный герой со своей святой темой. Есть, есть она, высшая справедливость!!! Тогда это застольное краснобайство - истинное,
подлинное». Этот
постоянный неназываемый собеседник переводил пустословие Иудушки в другой
пласт. Иудушка «играл в театр»
для одного постоянного зрителя (и тем самым присутствие публики в зрительном зале также
получало другой статус и оправдание). Через головы сценических собеседников
артист обращался к зрителям в зале, безмолвным свидетелям Иудушкиного пути во
всех его торжествах и падениях. Сцена
чаепития — момент высшего Иудушкиного торжества: сломленная старостью,
бесповоротно покорилась мать. И тут артист помечает на полях: «Смирилась, гостит мать. Божье провидение». Не
старость, не бедность, но Божья рука наказывает Иудушкиных врагов. Мать его
унижала, не признавала, грабила, а вот теперь Бог ее укротил, отдал в сыновью волю. Теперь может над ней свою власть показывать: «Вот вы, маменька, не по-божьему поступали, и
это дает мне право ее перебивать. Мать пошла грабить меня на антресоли к Павлу. Нет, нет, есть Бог - есть судьба!!!» Мотив,
существующий у Щедрина наравне с иными («Бог на моей стороне»), у Смоктуновского становится ведущим.
Его герой ощущает себя избранником, побеждающим врагов не хитростью и происками, но только Божьей волей. И
самый крупный и самый ничтожнейший его поступок в его собственных глазах имеет
высшую санкцию. Не упуская самых мелких оттенков в настроении и мотивации
поступков своего героя, артист так или иначе связывает их с этим главным жизненным
настроем. За столом в присутствии двух зависимых от него женщин можно и
покуражиться, и попустословить всласть: |