Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! И на
крик матери: «Мой тарантас!» — Смоктуновский помечает мысли Иудушки: «Неужто, сука, документы подделала?!» При
этом собственно реплика: «Я ведь не в претензии...» — помечена: «Очень искренно». Стыковка
внутренней речи и произносимых «искренно» фраз создает парадоксальное
противоречивое единство. И
комментарий артиста к финалу сцены. На фразу: «Мы к вам, вы к нам,
по-родственному...» — пометка: «Дивное
российское существо». И дальше: «Ну,
вот Иуда и проглянет». В
следующей сцене Смоктуновский выписывает общие принципы работы в спектакле
«Господа Головлевы». На полях выписана, видимо, режиссерская рекомендация: «Репетируй
вне жанра». И
рядом выписанные в рамку принципы: «Салтыков-Щедрин — разница между
тем, как его играют, и тем,
как его можно и нужно жить. — Если и есть, чем можно удивить, то как эту остроту сделать жизнью. Способ жизни:
выявление процесса борьбы-ненависти друг к другу. Мой (Иудушкин)
театр (и он любит играть), и если его
заведут, то он раздевает дерзнувшего легко, полно, глубоко, абсолютно». Итак,
фантасмагорию Салтыкова-Щедрина актерам предлагалось не «сыграть», а прожить.
«Сделать жизнью» стилистическое ехидство, жанровую остроту одного из самых
трудно поддающихся переводу русских авторов. Гротеск характеров рождался в
сгущении бытовой и психологической достоверности. Додин не боялся смешения
жанров, предлагал актерам репетировать, о жанре не задумываясь, не опасался
физиологического натурализма на
сцене, образующего взрывчатую смесь с общим символическим решением спектакля.
Не случайно самой гармоничной сценой спектакля была сцена семейного чаепития:
Иудушка с матерью и Евпраксеюшкой сидят с картами за самоваром и ведут
нескончаемый разговор обо всем и ни о чем: «Вот давно бы так пo-Божьи,
душевно». Иннокентий
Смоктуновский и Анастасия Георгиевская
(маменька) превращали сцену в
своеобразный дивертисмент виртуозов слова.
Бисерная, рассыпчатая, вкусная речь, в которой наслаждаются больше звуками,
чем смыслом. Актеры играли один конкретный вечер, но в нем угадывались сотни
похожих вечеров и сотни похожих разговоров,
превращающих семейный ужин в ритуал. И чем отвлеченнее темы, чем дальше уходят
собеседники от любой конкретики, тем большее удовольствие отражается на их
лицах. Медоточивым, бархатным голосом Иудушка рисует картинки, что было бы,
если бы не были одни столь добродетельны и любимы Богом: «Сидели бы, я бы
лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких сбирали, Евпраксеюшка
бы кросна ткала...». |