Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Жизнь прожита напрасно, продолжения года нет,
нет и идеалов. Вот горе-то великое». Неожиданное,
немотивированное, слишком «человеческое», словно и не Иудушке пришедшее восклицание. Почти вопль. Осознание, не выразившееся
в произносимых словах, в поведении, в жесте. Осознание, оставшееся только
проблеском какого-то иного взгляда на мир, и этим готовящее финальное полное
прозрение, которого не вынесет душа. И
дальше на том же пике неожиданного озарения, по Смоктуновскому, Иудушка поймет
и заметит то, что Иудушка романный
понять и заметить не в
состоянии: «Что-то в эту минуту погибло, и уже
разговариваю с другим сыном — тот ь умер». Смоктуновский
здесь наделяет Иудушку тем даром душеведения, той сверхчуткостью, которой часто
были наделены его герои — от Мышкина до Федора и Дорна. Его герои «ведали»
сердце человека, обладая своего рода телепатическими способностями,
позволяющими читать в сердцах и мыслях, как в раскрытой книге. И это неожиданно
роднило почти святого Федора с подлецом
Иудушкой и еще укрупняло фигуру
щедринского героя. Иудушка
понимает, что происходит с
собеседником мгновенно, ловит ту секунду, когда знакомый родной человек
становится чужим («по-другому смотрят
глаза, и губы улыбаются другой
улыбкой»). То, что в обыденной жизни осознается далеко не сразу, спустя недели, месяцы и годы (как NN изменился!), Иудушка просекает почти мгновенно.
Фраза, фраза, фраза: и «Уже разговариваю с другим сыном — тот умер». В отличие
от ролей Иванова, Федора, Дорна, в Иудушке артист не локализует наброски
возможных прототипов в какое-то одно место, а набрасывает их на полях разных
сцен. На полях сцены с сыном: «Чаплин в „Огнях
рампы" — великий или маленький человек. Японец на студии TV в Токио, и длинный у Феллини (его манера
смотреть)». Иудушку
Смоктуновский играл практически без грима,
но с привычным знакомым лицом актера происходило нечто, от чего, по
выражению критика, оторопь берет. «Как-то расплылись, стали мучнистыми, бесцветными черты лица». И
постепенно в ходе спектакля все отчетливее проступало на его облике
потусторонняя печать. Находясь на границе мира живых и мира умертвий, Иудушка
постепенно все больше входил в потусторонний
мир. Иудушка-Смоктуновский
существовал в спектакле в «долгом времени». Вокруг отыгрывали свои короткие
новеллы или длинные истории другие персонажи, а он
оставался на сцене постоянно: |