Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Прожить все долгое прощание с сыном». Пронзительное
осознание разрыва с сыном дано
встык с ерническим: «Продолжим комедию отца с сыном — т. е.
все порвано». На
полях разговора о причинах приезда пометка: «Но нюх-то
мне говорит, что что-то совсем другое — дурное, скверное, непотребное». И
следом признание Петеньки: «Я, папенька, казенные деньги проиграл». Комментарий:
«Вот оно! Нравственное, как брезгливость». Оправдываются
худшие прогнозы. Приехал шантажировать, чтобы покрыть свою нечистоплотность.
Что же делать? «На дрянные дела у меня денег нет, нет и нет». И тут
неожиданный бунт сына: «Знаю, знаю. Много у вас на языке слов». Реакция
Иудушки: «Ну и ну, — оскорблен.
Испуг». Но эта
простая реакция немедленно переводится в идеологический «высокий» план, поднимается на принципиальную
высоту: «Это не
слова - это жизнь, принцип, молитва, Мышкин, Бог! Другого не будет». Вопрос,
таким образом, решительно переосмысляется и переносится в другую плоскость.
Речь идет не о трех тысячах рублей казенных денег, которые проиграл сын и
которые Иудушке жаль за сына платить. Но речь идет о высоких принципах, основах
мироустройства головлевского семейства, на которые бесцеремонно посягает сын.
Однако интересны в этой фразе «символы веры», которые выписывает артист:
«жизнь, принцип, молитва, Мышкин, Бог!». Наиболее интригующим в этом ряду,
конечно, оказывается Мышкин. Не имея никакого отношения к щедринскому
персонажу, Мышкин, безусловно, относится к важнейшим «символам веры» самого Смоктуновского. Роль-талисман,
роль-стержень, центральное переживание творческой жизни, — возникает по той же
логике, как ранее появилось 9-е мая. Слияние
артиста с образом — процесс всякий раз индивидуальный, интимный, взгляду со стороны почти не
открывающийся. «Я» в обращении к образу
в тетрадке Иудушки появляется с первой же страницы. И ни в одной роли до того не встречалось
такого количества пометок с индивидуальными
образами самого артиста, которые он отдавал своему герою. В
статье о «Господах Головлевых» близко знавший Смоктуновского критик и
заведующий литературной частью МХАТа Анатолий Смелянский напишет об Иудушке:
«Будучи много лет свидетелем и „объектом"
речевой манеры Смоктуновского, мoгy предположить, что в Головлеве, как, вероятно, во всяком великом и
бесстрашном актерском создании он прояснял и свою собственную природу». Анализ
записей актерских тетрадок это предположение подтверждает: близость с образом,
возникшая буквально с самого начала репетиций, позволяла артисту гораздо шире,
чем в остальных случаях, «делиться» со своим персонажем собственным душевным
запасом. Так, выписывая реакцию Иудушки на поведение сына: |