Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Обвиняя
меня в самоубийстве сына, вы забываете главное: «Они все сами не понимают, что человек сам несет
за себя ответственность — сам. Я на чужую волю не посягаю — это безнравственно». И
неожиданная аналогия борьбы и победы: «Наилучший способ победить идейного, научного противника — пережить
его». Переживший
своих врагов, Иудушка расправляется с противником легко, многословно, не
смущаясь: «Негде вставить иголку в его логику». Но тут
в минуту его безусловной победы и рыданий полностью потерявшего над собой контроль
Петеньки вдруг очнется от старческой летаргии до того безмолвная свидетельница
маменька Арина Петровна, и из ее груди вырвется вопль: «Прро-кли-ннаааю!» Но как
романный Иудушка «вынес материнское проклятие довольно спокойно», так и артист
оставил сцену без комментариев. Отметив только редкое для себя техническое
задание: «После маменькиного „прокли-наюю" взять дыхание
на огромный кусок». Сцену
с племянницей Аннинькой, приехавшей после смерти Арины Петровны, Смоктуновский
открывает привычным ключом поединка: «Ну, ты что же ревизовать меня приехала... Давай повоюем». Но тут
вмешивается еще один, ранее отсутствующий компонент: его по-мужски тянет к
Анниньке. И это вожделение выражается в грубых, резких формах — насилия, а не
нежности. Но тем не менее это беспокоящая тяга порождает какие-то непривычные
оттенки настроения — ощущение близости к другому человеку, связи с ним: «Соединены общей потерей близких людей». Он уже
зависим от ее мнения, от ее взгляда, от ее оценки: «Евпраксия (и это она осудит)». И тем
больнее, что и она ведет себя, как враг, как чужая. На реплику Анниньки: «Дядя,
отчего вы в гусары не пошли?» —
пометка: «Издеваетесь? Давай посмотрим: кто кого???» Впервые
за долгое время он видит рядом с собой человека, от него независимого, в нем не
нуждающегося. И это возбуждает интерес, притягивает к ней, но рождает и злобу: «Уж очень независима, очень. От азарта ее подчинить, радость. Если бы она вела себя по-другому, то, может быть,
азарта бы не было бы». Сексуальная
тяга носит еще и завоевательный характер. Овладеть — значит, подчинить себе,
своей воле: «Не только постель, не только секс, но сломать...». И ее
сопротивление только разжигает эту жажду. На вопрос Анниньки: «Как же вам,
дядя, жить не страшно?» — Смоктуновский выписывает внутренний, непроизнесенный
ответ: |