Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В
своих тетрадях Смоктуновский также останавливал и растягивал время своего
героя, расписывал и выстраивал сложные комплексы переживаний, мыслей,
воспоминаний, терзаний, образующих душевную жизнь его героя в тот или иной
момент сценического действия. Если сравнить авторский текст с верхушкой
айсберга, то Смоктуновский как бы облекал в слова, формулировал в тексте своих
записей его скрытое от глаз невоплощенное в тексте пьесы основание айсберга.
Опираясь на авторский текст, Смоктуновский
писал на полях своих тетрадей собственный вариант, находящийся в
сложном соотношении с оригиналом.
Его заметки на полях по объему часто равны авторскому тексту, а иногда и превышают его. Смоктуновский творит
свой — параллельный — текст, построенный
по определенным жестким законам. Понять эти законы — задача исследователя. * * * Первое,
что останавливает внимание и является общей особенностью всех его тетрадок, —
практически полное отсутствие указаний на конкретную сценическую среду
репетирующегося спектакля. Прежде всего удивляет полное отсутствие в его
записях «служебных пометок»: откуда выходит его герой, где стоит, как садится, что держит в руках. В репетиционных
записях артист не фиксировал мизансцен, указаний на те или иные жесты,
движения, расположения своего героя в пространстве сцены. Когда его партнеры
вспоминают о его склонности менять мизансцены, жесты, те или иные подробности
поведения своего героя, важно
помнить, что все эти «внешние выражения» внутренних состояний не были актером нигде зафиксированы. Готовясь по тетрадкам
к своим спектаклям, Смоктуновский был абсолютно
лишен «подсказок» типа: «вышел на середину сцены» или «сел на стул, вытянул ноги».
Роль запоминалась по другим узелкам и вешкам. И мизансцены определялись иными
причинами. Как
писал сам Смоктуновский: «В каждом представлении приходилось безотчетно менять
мизансцены; то есть не совсем безотчетно: эта минута этого спектакля требовала
выстраивать внешнюю жизнь моего персонажа таким вот образом, однако эта же
сцена, но в другой раз могла заставить не
только быть где-то в другом месте, но и по сути, по настрою, по степени
эмоциональной возбудимости совсем не походить
на ту, что была вчера или когда-то раньше». Душевная жизнь, прихотливо
разворачивающаяся на каждом данном спектакле, определяла существование на
сцене «здесь и теперь». И Смоктуновский оставлял себе «свободу маневра». |