Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Для
сравнения можно взять опубликованные тетради ролей Всеволода Мейерхольда,
относящимся к полярному Смоктуновскому актерскому типу. «Актер композиции»
Мейерхольд строит свои роли принципиально иным способом: лаконичные деловые
пометки на полях реплик носят подчеркнуто служебный характер. Из
роли принца Арагонского из спектакля «Венецианский
купец» в МХТ: «Входит, бросает влюбленный взгляд на Порцию, с
мечом в руке идет к Порции. Венчает
орденом, сходит. При клятве снова вынимает меч. Энергично. Меч перед собой. Меч
кверху. Пафос. Переходит к столу, смотрит то на Порцию, то на стол, как бы желая в глазах Порции прочитать, где лежит портрет. Дает щелчок.
Переглядывается с Порцией. Смеется. Держит перед собой палец (перед носом)». И т.
д. Также
в записях Смоктуновский практически не касается вопросов грима, костюма,
внешности своих персонажей. Опять же для сравнения возьмем тщательные выписки
Мейерхольда по внешности Треплева в «Чайке»: «Костюм и бутафория. Коричневая пара, синяя тужурка, брюки к ней (темные), черная шляпа, плед, белый вязаный
галстук, цветная рубашка, белая крахмальная рубашка, носовой платок, черные
носки, пояс летний, портсигар (папиросы), часы, спички, галоши, черный галстук. I акт. Коричневая пара, цветная рушим, завязной галстук, портсигар, часы, спички, шляпа, цветок (на
сцене). Пояс. II акт. Одет так же. Ружье. Чайка. Часы, шляпа. III акт. Одет так же (вместо пояса — жилет, вместо светлого галстука —
черный галстук). На голове — повязка черная. Портсигар, спички, часы, рубашка белая крахмальная». Для
многих артистов увиденный облик становится ключом к роли. Можно вспомнить свидетельство Гиацинтовой, которая
увидела «свою» Лидочку в «Деле» Сухово-Кобылина во сне «...вдруг она мелкими, легкими шагами прошла из
одного утла комнаты в другой. В светло-зеленом платье, туго перетягивающем
очень тонкую талию, с темными волосами, плоско уложенными на нежных щеках
измученного лица, она была похожа на грустную березку — юную и чистую. Я даже приподнялась
с подушки, а она вернулась уже в маленькой шляпке и мантильке и тихо присела на краешек стула,
задумчиво склонив голову». Здесь важна цепкость взгляда женщины-актрисы, уловившей малейшие детали одежды,
аксессуаров, манеры себя держать («присела на краешек стула, задумчиво склонив голову»). Тот же галлюцинаторный образ роли Дон Кихота,
являвшийся в его фантазии грандиозной фигурой,
увиденной до мельчайших деталей, описывает Михаил Чехов: |