Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Актерские
тетради Смоктуновского сохранили
этот путь постепенного воссоздания образа Дорна, Иванова, Иудушки. Но сохранили и другое: отношения
артиста с каждым из его персонажей. * * * В
тетрадке с ролью Мастера («Бал при свечах» М. Булгакова) есть неожиданное
сравнение: «Растроение. Аналогия с
существованием актера (на сцене) в момент творчества. 1. Я 2. Образ 3. Мой
глаз со стороны на „нас" 1,
2». Схематично
пометки Смоктуновского можно разделить на три неравные группы. Одна группа пометок посвящена общим
вопросам: анализу особенностей авторского стиля, композиции пьесы, сверхзадаче
будущего спектакля. В заметках этой группы Смоктуновский «вписывает» свой
персонаж в контекст общего авторского замысла,
в контекст будущего спектакля. В записях этой группы Смоктуновский рассматривает своего
героя как персонаж определенного литературного
произведения. И для Смоктуновского важно его место в структуре этого
произведения, важны законы, по которым создан и существует этот образ, важны художественные функции, которые он
выполняет в пьесе и их связь со
сверхзадачей будущего спектакля. Ему важно уловить и сформулировать
эстетическую систему координат, в которой существует его герой. Можно
сравнить записи артиста о Чехове, Достоевском и Салтыкове-Щедрине (важно, что
это не специальные размышления об этих писателях, но заметки на полях ролей
Иванова и Иудушки Головлева): «Чехов — вне настроений
человека — непонятен». «Сыграть
Чехова только словами — это значит совсем не сыграть его». «Чеховские персонажи
— точные, уникальные и очень живые типы — живые, но типы». «Произведения Достоевского всегда
начинаются с 5-го акта по
накалу». «Салтыков-Щедрин — разница
между тем, как его играют, и тем,
как его можно и нужно жить».
«Если и eсtь, чем можно удивить, то, как эту остроту сделать жизнью». «Жестокость, жестокость, еще
раз жестокость». «Щедрин жесток, значит, это не наше изобретение. Онa
(жестокость) была уже тогда». «Достоевский — это
сгустки, но сгустки высот духа и духовности. Щедрин — это компания, лишенная каких-либо духовных
качеств и связей». Определяя
для себя стилевые особенности писателей, Смоктуновский стремится дать не «литературные» и искусствоведческие, а
«действенные», «рабочие» определения,
которые диктовали манеру игры или способ взаимодействия с персонажем. К
примеру, определение персонажей — «живые, но типы» — помогает в выборе приемов
подхода к роли. Играть не уникального человека,
но искать в нем типичность, подчеркивать его связь с определенным специфическим социальным и психологическим слоем
людей. |